Номер 4 (1150), 1.02.2013
В библиотеке ГП "ОМТП" прошла литературно-музыкальная встреча "К. Г. Паустовский и Одесский морской порт", посвященная 120-летию со дня рождения писателя.
Теплоход "Феликс Дзержинский" отправился из Одессы в Александрию. После выхода в море начался шторм. И первым, кто пришел к судовому врачу в амбулаторию, был невысокого роста человек. Он сказал, что рядом в каюте две пассажирки укачались и очень страдают и попросил помочь. Это был Константин Георгиевич Паустовский. После рейса он подарил книгу с автографом судовому врачу, затем ставшему главным врачом одесской первой поликлиники на Приморском бульваре. Именно он и поведал этот яркий теплый эпизод директору одесского Музея Паустовского Виктору Глушакову, хранителю и собирателю творчества писателя, начавшему свою журналистскую деятельность в одесской газете "Моряк".
- Когда было организовано наше товарищество, мы ходили и разыскивали помещение, где была редакция "Моряка", - вспоминает Виктор Иванович. - Побывали в доме на Приморском бульваре, 1, со стороны Воронцовского переулка, где был вход в редакцию. Паустовский описывает это великолепное здание с расписными потолками. Но мы не могли согласиться, что журналисты находились в одном из этих помещений. И кто-то из краеведов нам подсказал, gb. была небольшая пристройка, особнячок, где была редакция. А рядом располагалось управление порта.
Трудовой день Константина Георгиевича начинался с путешествия в порт. Он шел с Черноморской улицы через Александровский парк, мимо обсерватории, где скрипел заржавленный флюгер, наблюдал порт, проходя мимо Карантинной стены. Далее по Греческому мосту поворачивал на Ришельевскую и попадал на Приморский бульвар. Выходил к парапету, чтобы записать пару слов для своей будущей книги. А потом начиналась кропотливая работа. Штатных корреспондентов в редакции было мало. В основном материалы приносили кочегары, матросы, гальюнщики, капитаны - все, что видели, возвращаясь из дальних стран. Порт властвовал над городом, как говорил Паустовский. Порт был главой города. И, возможно, в его произведениях не было бы такой яркости, задушевности, если бы он не прочувствовал жизнь порта. Я помню, как мы с отцом, сотрудником порта второго района, шли той же дорогой, что и Паустовский, на Австрийский пляж. На Таможенной пощади на складе брали 12-метровые удочки, которые там хранили, и отправлялись на рейдовый мол, к маяку, на рыбалку. Проходя этими путями, чувствовали, что-то во всем этом есть, какой-то отпечаток времени. Деревянный элеватор, вокруг него россыпи пшеницы, риса, масса голубей, которые свободно паслись. Тогда я не знал, что через 40 лет буду собирателем и хранителем творчества Паустовского.
О секретах творчества Паустовского на литературно-музыкальном вечере рассказал писатель, краевед Александр Розенбойм:
- Константин Георгиевич говорил: подробности в море наступают неизбежно, из них рождается романтизм. И так он отбирал материал. В Одессе ему в руки впервые попала Лоция Черного и Азовского морей. Он был поражен ее языком и задумал повесть "Черное море" как художественную лоцию, подмечая все детали черноморской жизни. Он описал старинные пожелтевшие карты, якоря, фигуры на судах, морские ветра, узлы, пароходные компании, толстые морские канаты, которые подводили редко, выручали часто. Он описал причальные тумбы, покрытые таким слоем ржавчины, что на них с трудом можно было прочесть литую надпись. Старые одесситы когда-то узнавали пароход по гудку: "Это "Грузия" пришла". Знали гудки, как голоса друзей. Он записывал в блокнот штормовые сигналы, которые нужно знать и в повседневной жизни, морские термины. Паустовский в одном из писем матери даже написал, что он хочет приехать в Одессу и сдать экзамен на штурмана дальнего плавания. Но не сложилось. Он собирал матросские песенки, традиции. В его книге описана даже давняя флотская традиция - перед обедом на палубу выносили емкость с водкой. И каждому наливали по 60 граммов. Притом их нужно было выпить сразу. Это был железный закон. Не пить по 10, 20, чтобы потом войти в состояние "море по колено".
В творчестве Паустовского остались героические судьбы людей и пароходов. Это "Димитрий", переименованный в "Керчь", легендарный "Вече", затем "Ильич", с которым связан один из парадоксов или чья-то намеренная шутка.
- Когда высылали Троцкого из Советского Союза, - напомнил Александр Розенбойм, - в порт пришел эшелон с семьей Троцкого, его архивами, имуществом. И они были отправлены на пароходе "Ильич", названном в честь человека, с которым Троцкий когда-то делал революцию. Паустовский говорит и о "Португале", - бывшем судне французской компании, который застрял на Черном море с начала Первой мировой войны. Он вышел из Одессы и был взорван немецкой подлодкой.
С творчеством Константина Георгиевича связан теплоход "Победа", на который в 1956 году производилась посадка представителей интеллигенции СССР. По словам Виктора Глушакова, на генеральной ассамблее Никиту Сергеевича Хрущева спросили, почему не выпускают советскую интеллигенцию за границу. Хрущев вернулся в Москву и приказал немедленно снарядить пароход с артистами, музыкантами, писателями и повезти вокруг Европы с заходом в порты. Организовали три рейса. Подобрали пароход со звучным названием "Победа". И с красным флагом путешествовали по Европе, показывая буржуазии, что все у нас свободно, никакого железного занавеса.
Несколько раз в Одессу приезжал сын Паустовского Вадим. Он написал биографию рода Паустовских. Побывал в Союзе во всех местах, где был папа: Каспий, Одесса, Карабугаз.
На литературно-музыкальном вечере также прозвучали ранние стихи писателя в исполнении радистки ЧМП Людмилы Чуприновой, произведения Мурата Базоева и Измаила Гордона прочитала Светлана Лукина, песни под гитару исполнил Олег Тонков. С приветственной речью выступил заместитель начальника порта Сергей Кужко, вручив подарки и пожелав удачи в дальнейшем сотрудничестве Одесского порта и общества Паустовского.
Материалы полосы
подготовила Инна ИЩУК.