Номер 03 (646), 24.01.2003

ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ ПЕТРОВ

(К 100-летию со дня рождения)

Это не единственный псевдоним Е.П. Катаева. Поначалу он подписывался "Иностранец Федоров" (взято из "Мертвых душ" Гоголя)...

Что же до юбилейной даты... Большая Советская Энциклопедия и Советский Энциклопедический Словарь информируют, что наш великий земляк родился в 1903 году, Украинская Советская Энциклопедия – на год раньше, а в собрании сочинений И. Ильфа и Е. Петрова разница в их возрасте вновь определяется шестью годами (Ильф родился в 1897-м). Странно. Ведь речь не о Фемистокле (около 525 г. до н. э.) и даже не о А.В. Суворове (до 250-летия генералиссимуса гадали: 1729 или 1730 год его рождения?). Случись такой разнобой при жизни сатириков, наверняка они бы по этому поводу поиронизировали...

Нет нужды заниматься исследованиями относительно приоритета какого-либо из соавторов: это пытались делать не раз, и написано о специфике творчества каждого немало, тем более что они публиковались и порознь. Но совместные произведения Ильфа и Петрова, как правило, глубже, отчетливее по мысли, резче в своем актуальном звучании, чем произведения, написанные раздельно, даже если те и другие весьма близки по времени их создания или по содержанию.

Смерть И. Ильфа была для Е. Петрова глубокой травмой – и личной, и творческой. Он продолжает работать много и напряженно. Он ищет новые темы, новые жанры.

Вскоре после кончины Ильфа у него возник замысел книги "Мой друг Ильф", в которой писатель намеревался рассказать "о времени и о себе". О себе – в данном случае означало бы: об Ильфе и о себе. Замысел его далеко выходил за пределы личного. Здесь должна была заново, в иных чертах и с привлечением другого материала, отразиться эпоха, уже запечатленная в их совместных произведениях. Раздумья о литературе, о законах творчества, о юморе и сатире. Из статей, которые были им опубликованы под названием "Из воспоминаний об Ильфе", и из планов и набросков, найденных в его архиве, видно, что книга была бы щедро насыщена юмором. Фактический материал, которым изобилует эта только еще начатая работа, чрезвычайно богат.

Как корреспонденту "Правды" Е. Петрову пришлось много ездить по стране. В 1937 году он был на Дальнем Востоке. Впечатления этой поездки отразились в очерках "Молодые патриоты", "Старый фельдшер". В это время Петров пишет и литературно-критические статьи. Особенностью его статей является то, что писатель в них высказывает мысли, относящиеся не только к разбираемой книге, но и к литературе в целом.

Занимается Е. Петров в этот период и большой организаторской работой. Он был заместителем редактора "Литературной газеты", в 1941 году стал редактором журнала "Огонек" и в редакторскую свою работу вносил подлинную творческую страстность.

В 1940-1941 годах Е. Петров обращается к жанру кинокомедии. Им было написано пять сценариев: "Воздушный извозчик", "Тиха украинская ночь", "Беспокойный человек", "Музыкальная история" и "Антон Иванович сердится" (три последних – в соавторстве с Г. Мунблитом).

"Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик" были экранизированы.

С первых дней Великой Отечественной войны Е. Петров стал корреспондентом Совинформбюро. Его фронтовые очерки появляются в "Правде", "Известиях", "Огоньке", "Красной Звезде". Он посылал телеграфные корреспонденции в США. Хорошо знавший Америку, умевший говорить с рядовыми американцами, он немало сделал в годы войны, чтобы донести до американского народа правду о героическом подвиге советских людей.

Осенью 1941 года это были очерки о защитниках Москвы. Е. Петров бывал на передовой, появлялся в освобожденных селах, когда там еще дымились пепелища, разговаривал с пленными.

Когда фашистов отогнали от Москвы, Е. Петров отправился на Карельский фронт. В своих корреспонденциях он рассказал о героизме и мужестве защитников советского Заполярья.

Разрешения поехать в осажденный Севастополь Е. Петров добился с трудом. Город был блокирован с воздуха и с моря. Но туда ходили наши корабли и летали самолеты, доставляя боеприпасы, вывозя раненых и жителей. Лидер "Ташкент", на котором находился Е. Петров, успешно достиг цели, но на обратном пути в него попала немецкая бомба. И все время, пока подошедшие на помощь корабли снимали раненых, детей и женщин, "Ташкент" был под обстрелом. Петров отказался покинуть корабль. Он оставался с экипажем до прихода в порт, находясь все время на палубе и помогая бороться за спасение корабля. "Когда в день отлета я вошел утром на веранду, на которой спал Петров, – рассказывал Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков, – вся веранда и вся мебель на ней были устланы исписанными листами бумаги. Каждый был аккуратно придавлен камешком. Это сушились записи Евгения Петрова, вместе с его полевой сумкой попавшие в воду во время боя".

Здесь был и его последний, неоконченный очерк "Прорыв блокады". Возвращаясь с фронта, 2 июля 1942 года Е. Петров погиб при аварии самолета.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.