Номер 2 (1099), 20.01.2012
В период избирательной кампании 2010 года кандидаты в депутаты местных советов, принадлежащие к разным политическим силам, надавали избирателям массу обещаний. После первого года работы советов областная организация Комитета избирателей Украины (КИУ) решила проверить, как на деле выполняют свои предвыборные программы политические силы, которые вошли в состав Одесского областного и городского советов, а также городской голова Одессы. Мониторинг проводился путем сбора информации о деятельности парторганизаций и местных советов, публикаций СМИ, анализа документации местных советов (повестки дня, решения), подачи информационных запросов в партийные организации и на основе других открытых источников. В первой части публикации по итогам данного анализа мы остановимся на работе Одесского городского совета.
Как положительный результат стоит отметить то, что в эту избирательную кампанию политические партии, прошедшие в горсовет, дали в два раза меньше заведомо невыполнимых обещаний, чем во время предшествующих выборов. В 2006 году из 124 обещаний заведомо невыполнимыми были 35 (т. е. 28 %), то в нынешнем созыве - всего 40 из 250 обещаний, т. е. 14 %. Прогресс, как видим, налицо.
Положительным аналитики КИУ сочли и то, что программы большинства партий, охваченных данным анализом, были структурированы по сферам (ЖКХ, здравоохранение, образование и т. д.), что свидетельствует о более детальной их подготовке данных программ. Многие программы, кроме самих обещаний, содержали и объяснение, почему важны те или иные обещания и что даст их выполнение.
За первый год своей работы Одесский горсовет провел 10 сессий, из них одну - внеочередную. На них были рассмотрены около 436 решений, из которых только около 7 % соответствовали предвыборным обещаниям. Столь низкий показатель отчасти объясняется наличием огромного количества решений в сфере земельных отношений и строительства, определении льгот, изменений в уставы КП и других вопросов, которым в предвыборных программах партии уделяли мало внимания.
Наибольшую активность политические силы проявляли в выполнении обещаний, реализация которых и так является прямой обязанностью совета или есть уже достаточно традиционным направлением работы этого органа. При этом инициатива по принятию тех или иных решений и программ, которые затрагивали предвыборные обещания политических сил, чаще всего исходила от горисполкома.
Подобные результаты выполнения предвыборных обещаний одесскими политиками являются крайне тревожными и требуют от них максимальной мобилизации для улучшения ситуации.
Наиболее активно выполнялись обещания в сфере политики и власти, а также в сфере экологии. Тут были приняты хоть какие действия по выполнению более половины предвыборных обещаний. Во всех остальных сферах степень выполнения обещаний очень низкая. Rак, в сфере социальной политики выполнили всего 8 обещаний из 19 возможных.
Практически не выполнялись обещания в сфере экономики, транспорта, здравоохранения, образования и спорта, культуры и туризма. И наихудшие показатели - в сфере образования и спорта: из 26 выполнено всего 3. В сфере культуры и туризма также выполнены всего три обещания. А в сфере здравоохранения выполнено всего лишь одно обещание. Кстати, стоит обратить внимание, что реально выполнимые обещания в данной сфере дали всего две политические силы из шести, представленных в горсовете. Трудно назвать хоть сколько-нибудь удовлетворительным выполнение обещаний в сфере экономики (16 из 47), в транспорте (3 из 12).
При этом в каждой сфере есть обещания, в том числе носящие стратегический характер, работа по реализации которых вообще не начата. И таких ни много ни мало, а 141 из 250, т. е. более 56 %. Наибольшее их количество приходится на сферу образования (23 из 26, или 88,4 %). На втором месте по количеству обещаний, выполнение которых так и не было начато или было провалено, - сфера здравоохранения (6 из 7, 85,7 %), а также культуры и туризма (18 из 21, 85, 7 %). На третьем месте - сфера транспорта и дорожного хозяйства (9 из 12, 75 %).
В частности, не начата работа по таким стратегическим для города обещаниям, как:
- "реконструировать систему теплоснабжения для обеспечения круглогодичного горячего водоснабжения";
- "уничтожить монополию ЖЭКов, создать здоровую конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг";
- "разработать нормы и механизмы отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах, при проведении берегоукрепительных работ и развитии рекреационной зоны";
- "ввести мораторий на точечную застройку территории города";
- "вернуть в городскую собственность здания детских садов. Доступный детский сад - в каждом микрорайоне"; "В течение двух лет вернуть помещения детских садов, используемых не по назначению";
- "реализовать программы "Социальное доступное жилье Одессы", "Детский сад";
- "разработать и реализовать программы строительства спортивных сооружений в районах и микрорайонах Одессы";
- "создать в каждом районе города по две школы полного дня".
За отчетный период полностью было выполнено всего-навсего три обещания:
- разработать и принять Устав города;
- вернуть возможность получать школьное образование на русском языке;
- организовать патриотическую акцию "Спасибо".
Как нетрудно заметить, эти обещания не входят в число таких, выполнение которых существенно может сказаться на улучшении благосостояния одесситов.
Исходя из анализа, областная организация Комитета избирателей Украины рекомендует политическим партиям Одесского городского совета VI созыва:
- в следующий год своей работы равномерно распределять усилия, направленные на выполнение обещаний во всех сферах, а не только в сфере политики и социальной сфере;
- партиям, которые не давали обещания в тех или иных сферах, принять меры по реализации наиболее оптимальных и значимых для общества обещаний других партий;
- организовать и провести публичный отчет о выполнении своих предвыборных обещаний за год и проводить такие не реже раза в год;
- обеспечить дальнейшее выполнение всех своих предвыборных обещаний.
Что касается работы городского совета в целом, то этой структуре рекомендовано разработать и внедрить унифицированные формы и процедуры отчетности депутатов перед избирателями, обеспечить публичность данных отчетов; открыто обсуждать наиболее непопулярные и стратегические решения в жизни города, особенно в вопросах ЖКХ, земельных отношений и строительства, политики и власти, а также экономики; внедрить практику публикации результатов поименного голосования по наиболее важным вопросам на сайте города Одессы и в газете "Одесский вестник".
(О выполнении обещаний городским головой и депутатами облсовета - в следующих публикациях).
Подготовил Андрей РАЙКОВ
(по материалам
областной
организации КИУ).