Номер 01 (848), 12.01.2007
80 лет назад Александр Довженко снял в Одессе свои первые фильмы. Тут закрутилась основная интрига его личной жизни.
Об одесском периоде жизни Александра Довженко достоверно известно лишь одно здесь состоялись его кинематографические дебюты, на Одесской кинофабрике он снял "Звенигору" шедевр, от которого ведет свой отсчет украинский национальный кинематограф. Все прочее известно из мемуаров (нередко недостоверных), частично опубликованной переписки и разного рода слухов. Многое еще предстоит узнать, когда наконец-то будет полностью открыт архив великого мастера, где среди прочего хранятся письма А. Довженко к его первой жене Варваре Крыловой.
Эти письма могут пролить свет и на причины переезда Довженко в Одессу. Для украинского художника и литератора поступок более чем странный. Ведь Харьков был столицей УССР, там бурлила творческая жизнь, туда стекалась молодая украинская интеллигенция. Довженко, будучи искренним патриотом Украины, в этой атмосфере чувствовал себя как рыба в воде. Он имел успех как карикатурист (под псевдонимом "Сашко"), массу друзей, среди которых немало будущих классиков украинской культуры (впоследствии сплошь и рядом репрессированных), словом, ощущал себя в своей стихии. В "тихой", провинциальной и космополитичной Одессе была совсем иная атмосфера, не говоря уже о том, что в незнакомом городе пришлось начинать все сначала. Долгое время считалось, что Довженко переехал в Одессу, поскольку увлекся кинематографом, а тут находилась единственная в то время в Украине кинофабрика. Публикации последних времен позволяют выстроить несколько иную схему.
Еще до революции, в одной из житомирских школ, где выпускник Глуховского учительского института Довженко преподавал физику и географию, он увлекся учительницей иностранных языков Варварой Крыловой. Бурные перипетии тех лет долго не давали влюбленным соединиться. Наконец в 1923 г. оба оказываются в Харькове. Варвара преподает, играет в любительском театре. Но однажды она вывихнула ногу, врачи ошиблись с лечением и молодая женщина оказалась прикованной к постели. Лечение требовало денег, и Довженко пришлось искать дополнительные заработки. Помогли друзья, Майк Йогансон и Юрий Яновский, сотрудничали с Одесской кинофабрикой и "подбрасывали" товарищу работу то сочинить титры, то нарисовать рекламный плакат.
Яновский, в ту пору фактически исполнявший обязанности главного редактора, предложил Довженко написать сценарий. Тот согласился и прислал на студию комедийную новеллу "Вася- реформатор", герой которой, пионер Вася, разоблачал попа и т.п. Сценарий новичка никому не понравился, и лишь молодой режиссер Фауст Лопатинский рискнул взяться за него. А поскольку с "зеленым" режиссером тоже никто не рвался работать, то в качестве оператора уговорили попробовать свои силы заведующего фотолабораторией Даниила Демуцкого. Но вскоре Лопатинский поругался с директором кинофабрики, и съемки остановились. Спасать положение призвали опытного оператора Йожефа Рона, которому поневоле пришлось взять на себя и режиссерские функции. На подмогу вызвали из Харькова автора сценария.
Довженко тем охотнее приехал в Одессу, что рассчитывал полечить жену куяльницкими грязями. Увы, ей облегчения это не принесло. А вот Александр увлекся новым для себя искусством. Началось, правда, с того, что Рона решительно пресек попытки сценариста вмешаться в процесс съемок. Тогда Довженко предложил директору фабрики Павлу Нечесу написать новый сценарий и самому снять по нему фильм. Тот согласился, и уже через несколько недель новоиспеченный режиссер приступил к съемкам. Фильм "Ягодка любви" был задуман как эксцентрическая комедия карикатурист Довженко полагал себя мастером смеха, весело было на съемках, а вот при монтаже вдруг выяснилось не смешно. Так-сяк фильм "слепили", и не видать бы больше Довженко кинематографа как своих ушей, когда б не заступничество Яновского, верившего в способности своего старого друга. И тогда Нечес произнес свою легендарную фразу: "Сашко! Не умеешь писать сценарии, и не берись! Надо бы тебя выгнать, да жалко человек ты способный. Вот тебе сценарий "Сумка дипкурьера", сумеешь сделать хороший фильм твое счастье, нет так уж извини!".
К счастью, с этой задачей Довженко справился. Фильм "Сумка дипкурьера" имел хорошую прессу и неплохую кассу. А третий самостоятельный фильм Довженко "Звенигора" навсегда ввел украинского мастера в число ведущих кинорежиссеров мира... Вот только семейная жизнь его потерпела крах. Варваре Крыловой места в ней не оказалось. Она все-таки излечилась и затем всю жизнь скромно работала учительницей. Среди ее учеников и мать знаменитых сестер Сумских...
О перипетиях личной жизни Довженко в одесский период известно немного. Профессор Файтельберг-Бланк обнаружил в архивах доносы "благожелателей", что, дескать, режиссер пригласил на главную роль в фильме "Сумка дипкурьера" не профессиональную актрису, а свою любовницу балерину Пензо. Несколько лет назад были опубликованы письма Довженко к актрисе Елене Черновой, с которой он познакомился в Одессе, но, судя по этим письмам, это было романтическое чувство. А в 1928 году Довженко знакомится со звездой немого кино Юлией Солнцевой, которая приехала в Одессу сниматься в фильме "Джимми Хигинс". Эта встреча навсегда связала двух очень красивых и незаурядных людей. Но Солнцева это отдельная история, к которой мы еще вернемся.
А вот историю жизни Александра Довженко в Одессе в полной мере можно будет представить только начиная с 2009-го года, когда в Москве, согласно завещанию его вдовы, откроется архив великого мастера кино.
Александр ГАЛЯС.