Номер 01 (848), 12.01.2007

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕЛЮБВИ ОКАЗАЛОСЬ БЛИЗКО, И ДО БУДУЩЕЙ ЛЮБВИ – НЕДАЛЕКО

80 лет назад Александр Довженко снял в Одессе свои первые фильмы. Тут закрутилась основная интрига его личной жизни.

Об одесском периоде жизни Александра Довженко достоверно известно лишь одно – здесь состоялись его кинематографические дебюты, на Одесской кинофабрике он снял "Звенигору" – шедевр, от которого ведет свой отсчет украинский национальный кинематограф. Все прочее известно из мемуаров (нередко недостоверных), частично опубликованной переписки и разного рода слухов. Многое еще предстоит узнать, когда наконец-то будет полностью открыт архив великого мастера, где среди прочего хранятся письма А. Довженко к его первой жене Варваре Крыловой.

Эти письма могут пролить свет и на причины переезда Довженко в Одессу. Для украинского художника и литератора поступок более чем странный. Ведь Харьков был столицей УССР, там бурлила творческая жизнь, туда стекалась молодая украинская интеллигенция. Довженко, будучи искренним патриотом Украины, в этой атмосфере чувствовал себя как рыба в воде. Он имел успех как карикатурист (под псевдонимом "Сашко"), массу друзей, среди которых немало будущих классиков украинской культуры (впоследствии сплошь и рядом репрессированных), словом, ощущал себя в своей стихии. В "тихой", провинциальной и космополитичной Одессе была совсем иная атмосфера, не говоря уже о том, что в незнакомом городе пришлось начинать все сначала. Долгое время считалось, что Довженко переехал в Одессу, поскольку увлекся кинематографом, а тут находилась единственная в то время в Украине кинофабрика. Публикации последних времен позволяют выстроить несколько иную схему.

Еще до революции, в одной из житомирских школ, где выпускник Глуховского учительского института Довженко преподавал физику и географию, он увлекся учительницей иностранных языков Варварой Крыловой. Бурные перипетии тех лет долго не давали влюбленным соединиться. Наконец в 1923 г. оба оказываются в Харькове. Варвара преподает, играет в любительском театре. Но однажды она вывихнула ногу, врачи ошиблись с лечением и молодая женщина оказалась прикованной к постели. Лечение требовало денег, и Довженко пришлось искать дополнительные заработки. Помогли друзья, Майк Йогансон и Юрий Яновский, сотрудничали с Одесской кинофабрикой и "подбрасывали" товарищу работу – то сочинить титры, то нарисовать рекламный плакат.

Яновский, в ту пору фактически исполнявший обязанности главного редактора, предложил Довженко написать сценарий. Тот согласился и прислал на студию комедийную новеллу "Вася- реформатор", герой которой, пионер Вася, разоблачал попа и т.п. Сценарий новичка никому не понравился, и лишь молодой режиссер Фауст Лопатинский рискнул взяться за него. А поскольку с "зеленым" режиссером тоже никто не рвался работать, то в качестве оператора уговорили попробовать свои силы заведующего фотолабораторией Даниила Демуцкого. Но вскоре Лопатинский поругался с директором кинофабрики, и съемки остановились. Спасать положение призвали опытного оператора Йожефа Рона, которому поневоле пришлось взять на себя и режиссерские функции. На подмогу вызвали из Харькова автора сценария.

Довженко тем охотнее приехал в Одессу, что рассчитывал полечить жену куяльницкими грязями. Увы, ей облегчения это не принесло. А вот Александр увлекся новым для себя искусством. Началось, правда, с того, что Рона решительно пресек попытки сценариста вмешаться в процесс съемок. Тогда Довженко предложил директору фабрики Павлу Нечесу написать новый сценарий и самому снять по нему фильм. Тот согласился, и уже через несколько недель новоиспеченный режиссер приступил к съемкам. Фильм "Ягодка любви" был задуман как эксцентрическая комедия – карикатурист Довженко полагал себя мастером смеха, весело было на съемках, а вот при монтаже вдруг выяснилось – не смешно. Так-сяк фильм "слепили", и не видать бы больше Довженко кинематографа как своих ушей, когда б не заступничество Яновского, верившего в способности своего старого друга. И тогда Нечес произнес свою легендарную фразу: "Сашко! Не умеешь писать сценарии, и не берись! Надо бы тебя выгнать, да жалко – человек ты способный. Вот тебе сценарий "Сумка дипкурьера", сумеешь сделать хороший фильм – твое счастье, нет – так уж извини!".

К счастью, с этой задачей Довженко справился. Фильм "Сумка дипкурьера" имел хорошую прессу и неплохую кассу. А третий самостоятельный фильм Довженко "Звенигора" навсегда ввел украинского мастера в число ведущих кинорежиссеров мира... Вот только семейная жизнь его потерпела крах. Варваре Крыловой места в ней не оказалось. Она все-таки излечилась и затем всю жизнь скромно работала учительницей. Среди ее учеников – и мать знаменитых сестер Сумских...

О перипетиях личной жизни Довженко в одесский период известно немного. Профессор Файтельберг-Бланк обнаружил в архивах доносы "благожелателей", что, дескать, режиссер пригласил на главную роль в фильме "Сумка дипкурьера" не профессиональную актрису, а свою любовницу балерину Пензо. Несколько лет назад были опубликованы письма Довженко к актрисе Елене Черновой, с которой он познакомился в Одессе, но, судя по этим письмам, это было романтическое чувство. А в 1928 году Довженко знакомится со звездой немого кино Юлией Солнцевой, которая приехала в Одессу сниматься в фильме "Джимми Хигинс". Эта встреча навсегда связала двух очень красивых и незаурядных людей. Но Солнцева – это отдельная история, к которой мы еще вернемся.

А вот историю жизни Александра Довженко в Одессе в полной мере можно будет представить только начиная с 2009-го года, когда в Москве, согласно завещанию его вдовы, откроется архив великого мастера кино.

Александр ГАЛЯС.