Номер 9 (548), 02.03.2001
В конце января афиша театральных гастролей познакомила наших зрителей с постановкой Сергея Проханова "Ночь нежна" Московского "Театра Луны". Одну из главных ролей в спектакле исполняет хорошо известный в московской театральной среде актер Дмитрий Певцов, получивший признание и популярность по своей работе в целом созвездии нашумевших московских постановок. Среди них роли Гамлета или Фигаро в спектаклях театра "Ленком" Марка Захарова, в спектаклях "Федра" и "Квартет" в театре "А" Аллы Демидовой и другие. Хотя широкая известность пришла после нескольких ролей в кино, по большому счету с последним актеру не по везло. Что касается киноролей, то и кинорежиссеры и он сам продолжают эксплуатировать его имидж героя доморощенных криминальных экшн-фильмов и телесериалов. Тем не менее как раз кино, а именно роль в фильме Глеба Панфилова "Мать" принесла Дмитрию Певцову европейскую премию "Феликс" (евроаналог "Оскара") за лучшую актерскую работу второго плана. Сам же Певцов по-прежнему считает себя театральным актером, и в этом одесские зрители могли недавно убедиться не по наслышке. К слову, буквально перед этими гастролями актер получил звание народного артиста России.
Расскажите о "Театре Луны", с которым вы в этот раз приехали на гастроли в Украину.
"Театр Луны", где я работаю в свободное от "Ленкома" время это такой совершенно замечательный, уютный, относительно камерный романтично-эротично-чувственный театр, в котором существуют несколько спектаклей. В том числе "Ночь нежна" по Фицджеральду. Мне кажется, что режиссеру-постановщику этого спектакля Сергею Проханову удалось, сократив до минимума число персонажей, все-таки сохранить какой-то дух, ощущение романа. В нем много любви, много пластики, красивые актриса и... талантливые актеры.
Вы работаете в разных коллективах. Что каждый из этих театров дает вам как профессионалу?
Ну, очевидно, я утоляю разные аспекты своего творческого голода. Просто везде я востребован в разных качествах, и каждый из режиссеров, который меня видит в каком-либо театре, воспринимает меня по-своему. Поэтому я просто каким-то образом немного разный во всех этих своих "включениях" различных театрах, с которыми работаю.
В одном из интервью вы как-то сказали, что недостойны тех ролей, которые играете. Такая низкая самооценка она в вас присутствует?
Не знаю как насчет низкой самооценки, но мне кажется я отдаю себе отчет, потому что я представляю себя как профессионал. Мне кажется, я с неба звезд не хватаю, я не обладаю каким-то даром божьим, но какая-то мера таланта все же присутствует. А фраза, что я недостоин тех ролей, которые играю... Я играл Гамлета в "Ленкоме", и я прекрасно понимал, что до этой роли не дорос внутренне, по-человечески. Можно очень много играть, исходя из собственной фантазии, но есть какие-то роли, которые, очевидно, нельзя играть, просто не достигнув определенного возраста.
Как получилось, что, будучи абсолютно современным по органике актером, вы играете в основном классику?
Мне сложно отвечать за тех людей, которые меня берут на ту или иную роль. Я никогда не мечтал ни о каких ролях, я играю, что дают. Поэтому мне на самом деле все равно, для меня не имеет значение эпоха, мировоззрение, жанр спектакля. Лишь бы это было нескучно, и с героем должны происходить какие-то серьезные психологические изменения и воздействия на него.
Вы сказали, что играете то, что дают. Значит ли это, что вы не отказываетесь от ролей, которые вам предлагают?
Нет, дело в том, что, когда дают сыграть Гамлета, Фигаро, Треплева, Чичикова, Ваську Пеплова в "На дне", от таких ролей отказываться глупо, и я думаю, что не каждому актеру моего возраста довелось сыграть такое количество ролей классического репертуара. Поэтому в театре меня редко постигают какие-то отказы.
В кино, конечно, я очень часто отказываясь.
Вы не скрываете, что к кино относитесь прохладно. Является ли для вас кино лишь способом зарабатывания денег или вы можете варьировать?
Очень часто кино этим только и остается. Однако бывают случаи, когда вдруг кино для меня становится актом творчества, когда мне бывает безумно интересно, и тогда деньги отходят на второй, третий и так далее план. Да, я действительно к кино отношусь очень прохладно, несерьезно, поскольку понимаю, что без него я могу прожить, а вот без театра нет.
Тем не менее именно кино делает актера популярным?
Насколько я понял, как и для того, чтобы смеяться над деньгами, их надо иметь, так и чтобы трезво относиться к популярности, надо быть популярным. Я уже достаточно этого наелся, уже стал узнаваемым и известным человеком... Я к этому отношусь спокойно. Я понимаю, что артист в принципе должен быть известным и не должен быть закомплексованным, что его не узнают. Когда я был молодой, мне очень хотелось, чтобы меня узнавали, и теперь, поскольку это у меня есть, я понимаю, что это составляющая профессии, но это не главное. Для меня на самом деле главное то, что происходит в театре, когда ты выходишь на сцену и существует момент контакта с залом и секунды власти. После этого я понимаю, почему люди так рвутся к власти в политике, экономике, поскольку эти секунды стоят тебе очень дорого. Ты понимаешь, что эти сотни людей в зале они твои, и они будут следить за всем, что ты делаешь на сцене, и ты их можешь увести туда, куда хочешь увести. Это и есть один из наркотиков театра. Плюс талантливое произведение и талантливый режиссер. Все вместе дает такой спектр внутренней импровизации, что это безумно интересная дорога, и всякий раз ты идешь по ней, как по новой тропинке. Процесс его невозможно ничем заменить, никаким кино, никакой популярностью. Поэтому есть примеры замечательных театральных актеров, которые никогда не стали популярными, но они при этом самодостаточны и известны в нашем узком кругу как блистательные артисты.
Как соединить желание быть на виду, быть популярным с одним из ваших высказываний, в котором вы сказали, что вашей любимой одеждой являлась бы шапка-невидимка?
У меня желание быть на виду пропало лет пять назад, сейчас у меня этого желания нет и я с большим удовольствием езжу за границу, где меня никто не узнает. Мне это очень нравится. Я уже наелся этой популярности, наелся общением с людьми, которые на мне зарабатывают деньги. Поэтому мне нравится быть самим собой, быть в толпе, когда к тебе никто не пристает, не показывает пальцем... К сожалению, так получилось, что за 70 лет советской власти у нас людей тактичных, просто интеллигентных в процентном отношения гораздо меньше, чем уродов и закомплексованных ублюдков. Поэтому, к сожалению, я бы с удовольствием растворился в толпе, если бы был в шапке-невидимке.
Вам довелось работать со многими известными режиссерами. Что каждый из этих людей дал вам как актеру?
Я не могу четко это сформулировать, назвать словами это очень сложно. Наверное, то, что перед вами продукт, в частности, работы со всеми этими людьми. Это касается, конечно же, в основном профессии, но иногда и жизни, хотя я эти два понятия очень четко разделяю. Но то, что я работал с Эфросом, Виктюком, Захаровым, Прохановым, Панфиловым это, конечно, же большая для меня удача и большое приобретение в жизни и в профессии, естественно.
Такие роли предполагают некую планку, ниже которой после этого нельзя опускаться. Как высоко вы эту планку себе представляете, и есть ли она вообще?
Меня до сих пор не покидает такое ощущение, что все мои главные роли еще впереди, и что я пока еще ничего по существу не сделал, не сыграл, сознание на уровне студенчества, а талант как был, так и остался, либо не был. В общем, у меня такое ощущение, что все впереди, поэтому подводить итоги какие-то, или "ставить бюст на родине" для меня все это пока смешно и непонятно.
Записал Олег МЕЛЬНИЧУК.
Фото Алексея САДИЛЕНКО.