Номер 17 (1457), 16.05.2019

ДЕЛО "2 МАЯ": В МИРЕ НЕ ДАЮТ ЗАБЫТЬ

Глава Мониторинговой миссии Организации Объединенных Наций по правам человека в Украине Фиона Фрейзер презентовала аналитическую записку "Ответственность за убийства и насильственные смерти 2 мая 2014 года в Одессе", составленную этой организацией. Ниже мы приводим выдержки из этого документа. (Перевод взят со страницы в ФБ пресс-центра "Паритет", где проходила презентация).




РЕЗЮМЕ

С момента своего размещения в марте 2014 года Мониторинговая миссия Организации Объединенных Наций по правам человека в Украине (ММПЧУ) осуществляет мониторинг, представляет публичные доклады и проводит адвокацию относительно ситуации с правами человека в Украине.

В настоящей информационной справке подчеркнута необходимость обеспечения справедливости для 48 людей, которые расстались с жизнью, и примерно 247 человек, получивших телесные повреждения 2 мая 2014 года в Одессе во время столкновений между двумя группами, придерживающимися разных взглядов на государственное устройство Украины. События 2 мая 2014 года можно разделить на два инцидента: (i) беспорядки в центре города, во время которых были застрелены шестеро мужчин; (ii) беспорядки на Куликовом поле с последующим пожаром в Доме профсоюзов, который унес жизни 42 человек.

Столкновения начались в центре города, где около 2000 человек, собравшихся для участия в марше "За единство Украины" (так называемые "сторонники единства"), подверглись нападению группы из приблизительно 300 человек, поддерживавших идею федерализации Украины, так называемых "сторонников федерализации". (После политических перемен в Украине в феврале 2014 г., а также оккупации Крымского полуострова Российской Федерацией группы протестующих (которые в настоящем документе названы "сторонниками федерализма") выразили свое несогласие с новой властью и призвали к федерализации Украины. С другой стороны, сторонники единства проводили публичные демонстрации в поддержку унитарной Украины).

При неспособности милиции предотвратить или должным образом отреагировать на набирающее обороты насилие, шестеро мужчин из обеих противоборствующих групп получили смертельные огнестрельные ранения.

42 человека (34 мужчины, 7 женщин и несовершеннолетний) погибли в ходе продолжающихся беспорядков на Куликовом поле, где около 300 сторонников федерализации забаррикадировались в Доме профсоюзов, когда сторонники единства напали на них и сожгли установленные ими палатки на площади. 32 сторонника федерализации погибли внутри здания, когда в нем вспыхнул пожар, вызванный "коктейлями Молотова", которые обе группы бросали друг в друга; еще десять человек умерли от смертельных травм, полученных в результате выпрыгивания или падения из окон, в попытках спастись от огня. Пожарные (находившиеся в 600 метрах от Дома профсоюзов) прибыли на место события приблизительно через 40 минут после того, как они начали получать многочисленные звонки на линию экстренного вызова.

Пять лет спустя никто не привлечен к ответственности за убийство шести и насильственную смерть 42 человек. Некоторые уголовные производства, зарегистрированные после этих трагических событий, застряли на этапе досудебного расследования, другие - на этапе судебного разбирательства, из чего можно предположить отсутствие со стороны властей реальной заинтересованности в обеспечении справедливости для жертв и привлечения виновных к ответственности.

ММПЧУ обеспокоена тем, что расследование полицией столкновений в центре города и пожара в Доме профсоюзов может не соответствовать критериям независимости и непредвзятости, учитывая утверждения о причастности правоохранительных органов к этому делу. Кроме того, ММПЧУ отмечает, что расследование столкновений в центре города представляется избирательным: из 29 лиц, которым предъявлено обвинение в связи с вышеупомянутыми столкновениями, 28 являются сторонниками федерализации. В то же время, пять лет спустя, полиция не установила конкретных лиц, ответственных за пожар в Доме профсоюзов. По информации полиции и Генеральной прокуратуры, главными препятствиями для расследования являются трудности с установлением всех лиц, принимавших участие в столкновениях.

ММПЧУ отмечает также, что некоторым установленным подозреваемым удалось скрыться, оказавшись, таким образом, вне пределов досягаемости украинской системы правосудия. Это, в частности, бывший заместитель начальника Главного управления МВД в Одесской области, отвечавший за поддержание общественного порядка 2 мая 2014 года, и бывший начальник Главного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Одесской области, отвечавший за отправку пожарных. Обоим подозреваемым удалось бежать за несколько дней до уведомления им о подозрении прокуратурой и полицией соответственно. По информации Генеральной прокуратуры Украины, запросы об экстрадиции, направленные Российской Федерации, остались без внимания, так как обоим подозреваемым, как утверждается, было предоставлено российское гражданство.

Кроме того, в уголовных производствах, в которых против конкретных лиц было выдвинуто обвинение, на этапе судебного разбирательства также не наблюдается прогресса. Показательным в этом отношении является дело единственного лица, обвиняемого в убийстве одного участника столкновений в центре города. Через четыре года с момента окончания следствия суд еще не приступил к рассмотрению этого дела по существу. Дело побывало по очереди в каждом из четырех районных судов Одессы, после чего прокуратура больше года устраняла недостатки обвинительного акта, прежде чем дело вновь оказалось в одном из районных судов г. Одессы, который назначил рассмотрение дела по существу на 13 мая 2019 года.

Дела высокопоставленных должностных лиц милиции и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям также застряли на этапе судебного производства; четырем сотрудникам одесской областной и городской милиции высокого ранга предъявлено обвинение в халатности и оставлении в опасности 48 людей, погибших 2 мая 2014 года, а двоих бывших заместителей начальника и двоих офицеров среднего звена областного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям обвиняют в оставлении в опасности 42 людей, погибших в результате пожара. Задержки вызваны низким качеством обвинительных актов, которые возвращались в прокуратуру для устранения недостатков, нерегулярностью судебных заседаний и необеспечением органами власти уведомления и присутствия всех потерпевших на подготовительных судебных заседаниях, что ставит под сомнение желание этих органов действительно обеспечить ответственность за вышеупомянутые события и лишает жертв и свидетелей желания участвовать в этих судебных разбирательствах.

ММПЧУ отметила также постоянное деструктивное поведение сторонников единства на судебных заседаниях, что в некоторых случаях может приравниваться к вмешательству в независимость судей и адвокатов. Полиция не только допускала такое поведение в суде, не обеспечивая безопасность всех участников процесса, но и мало что делала для того, чтобы расследовать эти инциденты. Полиция ссылалась на трудности с установлением личности правонарушителей. Это несмотря на то, что некоторые из этих лиц были известны, неоднократно оскорбляли, запугивали судей, обвиняемых и их адвокатов в присутствии полиции, а также применяли в их отношении физическое насилие. Такое отсутствие надлежащих мер реагирования со стороны правоохранительных органов оказывало демотивирующее воздействие на судей и приводило к многочисленным самоотводам судей и передаче производств в другие районные суды, что, в свою очередь, приводило к их пересмотру с самого начала.

Исходя из вышеизложенного, ММПЧУ с обеспокоенностью отмечает, что власти не сделали все необходимое для обеспечения безотлагательного, независимого и непредвзятого расследования убийств и насильственных смертей, имевших место в ходе насилия 2 мая 2014 года, и соответствующего уголовного преследования за эти действия.

МЕТОДОЛОГИЯ

Настоящая информационная справка основана на проведенном ММПЧУ мониторинге событий, имевших место в центре города и на Куликовом поле 2 мая 2014 года, на результатах посещений мест содержания под стражей и интервью со свидетелями, жертвами и их адвокатами, на мониторинге судебных заседаний в сочетании с комплексным анализом судебных решений и информации, предоставленной представителями Правительства Украины, а также общедоступной информации. Выводы включались в информационную справку при условии соблюдения стандарта доказывания "наличие достаточных оснований полагать". Этот стандарт считается соблюденным, если достаточный и достоверный массив первичной информации, собранной посредством интервью (с жертвами, свидетелями, родственниками жертв и адвокатами), выездов на места событий, встреч с представителями Правительства, гражданским обществом и другими собеседниками и путем мониторинга судебных заседаний, согласовывается со вторичной информацией, признанной достоверной и надежной, как то: результаты изучения судебных документов, официальных отчетов, материалов из открытых источников и других актуальных документов.

В настоящей информационной справке представлены обобщенные сведения о ходе расследования и уголовного преследования в отношении различных категорий правонарушителей, сыгравших свою роль в убийствах и насильственных смертях 48 лиц 2 мая 2014 года в Одессе. Справка состоит из трех подразделов: первый подраздел касается столкновений и убийств шести человек в центре города; во втором подразделе рассматриваются действия групп, столкновения между которыми привели к поджогу Дома профсоюзов, и действия Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, которые привели к гибели 42 человек; в третьем подразделе освещены действия сотрудников милиции во время вышеупомянутых инцидентов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Прошло пять лет после событий 2 мая 2014 года в Одессе, а ММПЧУ отмечает, что никто не привлечен к ответственности за насилие, которое привело к убийствам и насильственным смертям 48 человек и причинению телесных повреждений около 247 лиц. ММПЧУ обеспокоена тем, что вышеизложенные проблемы составляют серьезное препятствие для доступа жертв и их семей к правосудию. Ответственность за преступления и доступ к правосудию для всех являются обязательным условием для обеспечения доверия населения к судебной власти и верховенства права и могут служить фундаментом для примирения и социальной сплоченности.

Рекомендации Правительству Украины.

Генеральной прокуратуре:

a. Обеспечить эффективное, безотлагательное, тщательное и непредвзятое расследование убийств и насильственных смертей, совершенных во время насилия 2 мая 2014 года в Одессе, и рассмотреть возможности передачи руководящей роли в расследовании от Главного управления Национальной полиции в Одесской области.

Главному следственному управлению Национальной полиции. Национальной полиции:

b. Эффективно, безотлагательно, тщательно и непредвзято расследовать все убийства и насильственные смерти, совершенные во время насилия 2 мая 2014 года в Одессе;

c. Рассмотреть возможность включения старших следователей с соответствующим опытом в следственную группу, отвечающую за эти расследования;

d. Обеспечить общественный порядок и безопасность всех сторон, которые принимают участие в судебных разбирательствах, связанных с насилием 2 мая 2014 года в Одессе, с тем, чтобы дела об убийствах и насильственных смертях, совершенных в этом контексте, могли рассматриваться безотлагательно, независимо и непредвзято.

Председателям судов первой инстанции:

e. Предоставить приоритетный статус судебным производствам по делам об убийствах и насильственных смертях, совершенных в контексте насилия 2 мая 2014 года в Одессе, чтобы обеспечить рассмотрение этих дел без необоснованных задержек.

Высшему совету правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, Президенту Украины

f. Обеспечить квалификационную переаттестацию действующих судей и набор новых судей без необоснованных задержек.

Рекомендации международному сообществу, в том числе Российской Федерации:

a. Обеспечить, чтобы запросы об экстрадиции в отношении всех подозреваемых по уголовным производствам в отношении насилия 2 мая в Одессе, которые скрываются от следствия, рассматривались своевременно;

b. Рассмотреть возможность предоставления международной правовой помощи в расследованиях, которые проводятся украинской властью в отношении ответственности подозреваемых в контексте событий 2 мая 2014 года, если запросы об их экстрадиции не могут быть удовлетворены.