Номер 4 (1444), 7.02.2019

ВЕРЬТЕ ТОЛЬКО СОЦИОЛОГАМ
"С ИСТОРИЕЙ"

Среди основных черт избирательной кампании в нашей стране одна из самых примечательных - появление огромного количества разного рода "социологических опросов", на основе которых выстраиваются "рейтинги".

В связи с этим Социологическая ассоциация Украины обратилась с заявлением, в котором разъясняется опасность такого явления.

"С приближением выборов в средствах массовой информации и интернете появляется все больше фейковых и непрофессиональных социологических данных, - констатируют социологи. - СМИ публикует эти данные со ссылкой на неизвестные или малоизвестные центры без обязательной методологической информации для оценки качества данных".

Даже серьезные издания и ведущие телевизионные каналы публикуют порою данные опроса 20 тысяч респондентов, которые проведены за один день, что в принципе невозможно. Эти же псевдосоциологи проводят пресс-конференции, на которых презентуют результаты псевдоопросов. При этом такие "центры" и "организации" порою даже не имеют своего сайта, а если таковой есть, то там, как правило, нет информации о предыдущих исследованиях, о персонале и даже отсутствуют контакты.

"Все это приводит к инфляции ценности профессиональной социологической информации и не дает возможности обществу отделить реальные измерения общественного мнения от их имитации", - считают авторы обращения.

Вместе с тем политики, политконсультанты и некоторые журналисты при публикации рейтингов или в обсуждении хода избирательной кампании обвиняют ведущие профессиональные социологические центры в "продажности", если рейтинги их не устраивают. Такие нечестные методы политической борьбы окончательно запутывают избирателя и подрывают доверие к социологии как науке.

Авторы обращения акцентируют внимание на том, что члены профессиональных сообществ (Социологическая ассоциация Украины, Украинская ассоциация маркетинга) и международных организаций (например, ESOMAR - Европейская ассоциация исследователей общественного мнения и маркетинга), действуют в рамках правил, которые не дают возможности манипулировать результатами опроса. Профессиональные сообщества имеют разработанные механизмы воздействия на своих членов (в том числе и экономические), потому случаи отклонения от норм проведения социсследований маловероятны. А если таковые и случаются, то это угрожает дальнейшему существованию нарушителей "правил игры".

Деструктивная деятельность псевдосоциологических центров и организаций, которые используют псевдорезультаты "опросов", негативно влияет на развитие общественно-политической ситуации в Украине, утверждается в обращении. Обнародование сфальсифицированных результатов социсследований, проведенных фиктивными учреждениями, может оказывать влияние на сознание граждан и внутреннюю политику в Украине, а также противоречить национальным интересам и нести угрозы информационной безопасности нашей страны.

В заключение Социологическая ассоциация Украины обращается к СМИ и информационным агентствам с призывом неукоснительно выполнять требования к обнародованию данных социологических исследований (кто опрашивал, когда, сколько людей опрошено, метод опроса и т. п.) и проверять компетентность источника информации. Проверка профессионализма компании, представившей данные опроса, - это задача издания или информационного транслятора, а не зрителя или читателя. Если компания, которая представила данные соцопроса, не является членом профессиональных сообществ, не имеет социологов в штате, не публикует на своем сайте подробную информацию о методологии проведения опроса, не имеет опыта проведения социологических исследований, не готова предоставить дополнительную информацию о проведенном исследовании, то это порождает сомнения в качестве и надежности данных.

Социологическая ассоциация Украины готова предоставить консультационные услуги тем СМИ и информагентствам, которые сомневаются в представленных для публикации данных социсследований.