Номер 30 (1423), 31.08.2018

ПО ПУТИ В "ЕВРОПУ ЗНАНИЙ"

Летом следующего года можно будет отмечать 20-ю годовщину т. н. "Болонского процесса".

Началось все 19 июня 1999 года, когда в итальянском городе Болонья собрались министры образования из 29 стран Европы. По ходу этой встречи было принято Совместное заявление о создании Европейского пространства высшего образования - "Болонская декларация". Этот документ и стал началом процесса, цель которого - гармонизировать системы высшего образования европейских стран. Шесть лет спустя, 19 мая 2005 года, на Конференции министров стран Европы, проходившей в норвежском городе Берген, к Болонскому процессу присоединилась и Украина. Тем самым был обозначен курс нашей страны на "интегрирование национальной системы образования в европейское и мировое образовательное пространство".


Из "Болонской декларации":

"Европа знаний" уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная...

Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum... стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний...

Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.

...мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе... следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:

Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом...

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований".

И выбрали Испанию

Среди тех, кто в числе первых осознал значимость "Болонского процесса" для отечественной системы высшего образования, и стал искать пути практического включения в общеевропейский процесс, был профессор Одесского национального политехнического университета (ОНПУ) Сергей Гутыря. Пройдя научные стажировки в Техническом университете Дрездена, Университете Страны Басков и Политехническом университете Валенсии, одесский ученый изучил европейские подходы к подготовке классных специалистов и загорелся идеей перенести их на почву родного вуза. Он нашел единомышленника и помощника в лице своего соученика Игоря Ткаченко, который к тому времени стал профессором Политехнического университета Валенсии (UPV). Совместными усилиями они убедили ректора ОНПУ профессора Геннадия Оборского "взять курс на Испанию".

Результатом стало подписание осенью 2011 года Договора о стратегическом сотрудничестве между ОНПУ и UPV, и создание первого в Украине учебного подразделения в рамках международного сотрудничества - Украинско-испанский учебный центр. Его концепция предполагала, что студенты овладевают испанским языком (с упором на профессионально-техническую лексику) параллельно с бакалаврской подготовкой по одному из лицензированных в ОНПУ направлений. Также для студентов Центра открылась возможность проходить производственную практику в вузах Валенсии, Кордовы и Бильбао, с которыми "политех" заключил соответствующие соглашения. Самые лучшие студенты в качестве вознаграждения получили возможность проходить практику на предприятиях Испании.

Идея показалась студентам привлекательной, и уже в первую вступительную кампанию 2012 года на учебу в Центр было подано 412 заявлений. Из них отобрали 60 студентов с 18 бакалаврских специальностей. Учитывая, что практически все студенты поступили с "нулевым уровнем" владения испанским, им пришлось пройти через интенсивные (восемь часов в неделю) языковые занятия. В этом им помогали носители языка, учившиеся тогда в ОНПУ: аспирант Йон Ариза де Мигель, родом из Бильбао, и третьекурсник из Эквадора Анхель Виллярес.

О первых успехах одесских "испанцев" наша газета рассказала в начале 2013 года. А новым толчком к развитию международных связей ОНПУ стало Заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Глава 23 которого носит название "Образование и обучение, молодежь".

В статье 431 Соглашения отмечено, что Стороны прилагают усилия для активизации сотрудничества в области высшего образования - с целью реформирования и модернизации систем высшего образования; содействия сближению в сфере высшего образования, происходящего в рамках Болонского процесса; углубления сотрудничества между высшими учебными заведениями. Всем этим целям и задачам как нельзя лучше соответствовала работа учебного Центра одесских "политехников". Поэтому в октябре 2016 года учебный центр повысил свой статус, превратившись в Украинско-испанский институт (УИИ ОНПУ), который по-прежнему остается единственным в стране.

- Уникальность учебных планов нашего института, - рассказывает директор УИИ Сергей Гутыря, - заключается в том, что параллельно с подготовкой по выбранной технической, экономической или гуманитарной специальности студенты овладевают профессионально ориентированным испанским языком. Благодаря чему в дополнение к диплому бакалавра или магистра выпускники университета могут получить международный диплом переводчика DIЕ. Европейский уровень образования в нашем институте поддерживается тесным сотрудничеством с испанскими партнерами - Политехническими университетами Валенсии (UPV) и Каталонии (UPC), Университетами Страны Басков (UPV/EHU), Севильи (US), Кордовы (UC) и Кадиса (UCA). Наличие высшего образования и дипломов европейских университетов в сочетании с владением несколькими официальными языками ООН (испанским, английским, русским) полностью согласуется с мировыми интеграционными процессами и обеспечивает неоспоримые преимущества для мобильного трудоустройства по специальности в любой стране мира.

Партнеры из солнечной Испании предоставляют нашим студентам бесплатную возможность пройти обучение выбранной специальности на их базе - на протяжении одного или двух семестров. А по программе кредитной мобильности "Эразмус+" лучшие студенты и аспиранты могут даже получать стипендию: 800 евро в месяц и компенсацию расходов на проезд. В университетах, сотрудничающих с ОНПУ, проходят стажировку не только студенты, но и преподаватели одесского вуза. С момента создания УИИ стипендии по программе "Эразмус+" и гранты на стажировку от Евросоюза получили 54 студента, аспиранта и преподаватели ОНПУ. Общая сумма грантовой поддержки от ЕС составила около 250 тыс. евро.

Знания с прицелом на будущее

Те из наших студентов, кому удалось воспользоваться предоставленным ЕС шансом провести в Испании часть своей студенческой жизни, единодушно отмечают, что европейская система образования нацелена на то, чтобы каждый учащийся мог в полной мере раскрыть свои способности. К этому стремятся и в родном одесском вузе, хотя, откровенно говоря, возможности материально-технической базы в ОНПУ пока еще ограничены. Основное препятствие в освоении будущей профессии на современном уровне - это малое количество, а то и просто отсутствие, в нашем регионе (впрочем, как и во всей Украине) крупных промышленных предприятий и фирм.

Александре Котовской в этом плане повезло. В Испании она проучилась два семестра: "бакалаврский" - в Политехническом университете Валенсии, и "магистерский" - в Университете Страны Басков. За время учебы студентка имела возможность ознакомиться с работой четырех крупных предприятий, среди которых были и такие всемирно известные компании, как Heineken и Danone. Для специалиста в области метрологии и сертификации знакомство с работой на этих производствах не просто интересно и познавательно, но и полезно. Несмотря на то, что в Украине пока такого оборудования нет, прогресс не остановить. И Александра уверена, что когда новая техника появится в нашей стране, ей не придется осваивать все "с азов", ведь основные подходы, как минимум, ей уже знакомы.

Специалист по компьютерным наукам Эвелина Махиянова провела два семестра в Университете Страны Басков. В Университете она сразу же получила индивидуальный учебный план с перечнем дисциплин, которые ей предстояло изучить и пройти итоговый контроль. Девушку приятно удивило, что этот план не был "догмой"; она имела возможность высказать свои пожелания, которые были учтены.

Особенно порадовали Эвелину учебные аудитории, оборудованные современными мультимедиа, причем у каждого студента имеется личный кабинет Poliformal Т. В этом кабинете находится вся нужная информация: от расписания занятий, экзаменов и консультаций, до конспектов лекций и домашних заданий. Также туда можно загружать выполненные задания, чтобы оперативно получить обратную связь от преподавателя.

Александра и Эвелина, наравне с другими студентами и аспирантами, которые прошли курс наук в испанских университетах, благодарны программам ЕС за возможность приобщиться к европейской системе образования, получить современные знания и навыки, которые нашим "технарям" особенно важны. Хочется верить, что рано или поздно в Украине начнется процесс восстановления производственного потенциала, сюда придут иностранные инвестиции с иностранными же технологиями. И молодые специалисты смогут быстро включиться в процесс их освоения. Обладая знаниями, полученными в европейских университетах, им будет намного проще.

Сотрудничество с испанскими вузами - взаимовыгодное. В Одесский "политехнический" часто приезжают преподаватели из Испании. Они читают лекции и проводят практические занятия по разным дисциплинам - электротехника, компьютерная механика промышленных роботов, страноведение и др. Среди них - не только ученые, но и практики, такие, как Энрик Санчес Касас, заведующий отделом инноваций крупного концерна AMES, специализирующегося на производстве высокоточных деталей методами порошковой металлургии.

- Преимущество обучения студентов в нашем институте, - говорит директор УИИ Сергей Гутыря, - заключается в том, что они получают техническую специальность, проходят встроенное обучение в полном соответствии с европейскими образовательными стандартами и дипломную практику в университетах-партнерах, на предприятиях и фирмах Испании. А также могут участвовать в программах "двойного диплома" магистра и PhD по договорам ОНПУ с университетами Испании и других стран.

В Статье 431 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС речь идет также об активизации мобильности студентов и преподавателей. УИИ стимулирует такую мобильность всеми возможными способами. Студенты, аспиранты и сотрудники института активно участвуют в программах академической мобильности благодаря специальным соглашениям с испанскими и португальскими университетами. Средства на эти программы выделяет Евросоюз.

Опыт работы Украинско-испанского института Одесского национального политехнического университета демонстрирует, как реально можно реализовывать положения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в части, касающейся сотрудничества в области образования. Пока что такой проект - единственный в Украине, но судя по тому, как часто приезжают сюда представители других вузов Украины - далеко не последний.

Андрей РАЙКОВ.