Номер 26 (1419), 3.08.2018

ЦЕНТР ЗАВИХРЕНИЯ

(Окончание. Начало в № 18-25.)

Столица рейнского масштаба

* * *

Кроме репутации деловой столицы, за Дюссельдорфом тянется шлейф столицы культурной.

Повелось это, как считают, со времен герцога Яна Велема на рубеже ХVII и ХVIII веков. Хотя руководителем он был посредственным, но остался в истории любителем прекрасного и покровителем искусства. Он приглашал в свою резиденцию художников, архитекторов и скульпторов, приобретал у них новые работы и пополнял коллекцию, оставленную его отцом. Жаль только, что часть из них была вывезена Наполеоном, а часть оказалась в Мюнхенской пинакотеке. При Велеме стал ходить постоянный паром между берегами Рейна, расширяли улицы, установили множество фонарей для освещения. На Рыночной площади появилась конная статуя герцога, созданная якобы на собранные горожанами средства. Позднее выяснилось, что деньги на статую Велем взял из казны, а после него закрома вообще оказались пустыми. Но при этом симпатии к правителю сохранились. Та самая статуя продолжает гордо возвышаться посреди площади рядом с ратушей, где и ныне заседают местные депутаты.

На Велеме все не закончилось. Его преемник построил дворец Бенрат, где открыл школу, ставшую вскоре Прусской королевской академией искусств. Ее выпускники считались едва ли не лучшими в стране. Местной знаменитостью в другой сфере стал Феликс Мендельсон, организовавший почти двести лет назад Нижнерейнские музыкальные фестивали. Под его управлением впервые исполнялись произведения Баха, Моцарта, Бетховена.

Город гордится своим земляком Генрихом Гейне. Здесь он родился и провел детские годы. В Институте Гейне собраны многие сохранившиеся автографы его произведений. Памятник поэту установлен в центре. Работает также музей другого знаменитого поэта Гете.

* * *

Сегодня речушка Дюссель, которая дала имя городу, почти полностью упакована в трубы большого диаметра и упрятана под землю. Осталось всего несколько мест, где небольшие потоки текут между старинными домиками. А ведь изначально поселение называлось "деревней на Дюсселе" и было известно в начале второго тысячелетия. Тут реально была деревушка. Да и много позже, когда Дюссельдорф плотно освоил берега Рейна, он долго оставался небольшим поселением. Когда надумали в начале ХIХ века обустроить бульвар, для этой цели на окраине снесли старые укрепления, вырыли ров и заполнили его водой. По обе стороны высадили деревья. Аллею назвали Каштановой. Позже в честь визита кайзера ее переименовали в Кенигсаллее. Сегодня бывшая окраина стала одной из центральных магистралей и одной из самых дорогих улиц Германии. По обе стороны бульвара тянется вереница дорогих брендовых магазинов, в которых, как считают сами дюссельдорфцы, в основном покупки делают иностранные гости...

А вот прогуляться по Кенигсаллее приятно. Огромные деревья разрослись. В пруду видны рыбки и плавают гуси-лебеди. Туристы любят фотографироваться возле впечатляющего фонтана Тритона.


Дюссельдорф. Фонтан Тритона

Потом переходят на параллельно расположенный бульвар Генрих-Гейне-аллее и оттуда, как правило, отправляются в сторону реки по улочкам старого города. Там из сохранившейся старины чаще всего осматривают церкви Святого Андрея и Святого Ламберта. Мне лично в хорошую погоду нравится просто посидеть на скамейке на набережной и наблюдать за бесконечным движением по реке. Баржи и грузовые суда, прогулочные катера и пассажирские лайнеры, моторные лодки и яхты - все это беспрестанно перемещается в обе стороны, напоминая о важном значении этой водной артерии для всего региона...

После Второй мировой город лежал в руинах. Он пережил около 250 интенсивных бомбардировок и шестинедельную осаду войсками коалиции западных стран. В центре были разрушены девять из каждых десяти зданий. Удача не отвернулась только в одном: под обломками стен и крыш почти неповрежденными остались все подземные коммуникации. Газ, электричество, телефон можно было быстро подключать к объектам, которые восстановили в 50-60-е годы. В столицу земли Северный Рейн - Вестфалия тогда отовсюду текли инвестиции. Они давно окупились.

Здравствуй! И - прощай!

В центре Кельна мы сели на трамвай и поехали в Бонн. Напомню, что расстояние между городами меньше 30 километров. Трамвай как бы скоростной. Нам сказали, что минут за сорок доберемся. День был солнечный. За окном мелькали сначала ничем не примечательные жилые кварталы без привычных в украинских городах небоскребов. Потом пошли поселочки и хуторки. Трамвай делал редкие остановки. На одной из них всех попросили освободить вагон и пересесть в следующий состав. И так было дважды. Чем были вызваны эти пересадки, нам с дочерью выяснить не удалось. В итоге поездка растянулась на час. Но в конце концов мы прибыли в самый центр Бонна. Забегая вперед, скажу, что обратно ехали на скоростном поезде с куда большим комфортом за те же деньги и всего за четверть часа.

Бонн. Фонтан перед храмом

Колокольня в Бонне

Мне не доводилось бывать в Бонне в то сорокалетие, когда он был столицей ФРГ. На момент нашего знакомства с городом он уже четверть века пребывал в статусе рядового. Вот именно таким и оказался. Даже трудно представить это место столицей одного из крупнейших европейских государств. Мысль поставить его в один ряд с Лондоном, Римом, Парижем, Мадридом, Веной, Прагой, Лиссабоном или даже Киевом - в голову не придет. А между тем здесь находился один из важнейших мировых центров дипломатии, отсюда шли сигналы партнерам и критикам. Бонн звучал.

На деле в момент выбора его в качестве временной столицы Германии в 1949 году все население едва доходило до сотни тысяч. Постепенно к Бонну присоединили больше десятка небольших городков и деревень. Сюда потянулись чиновники всех мастей с семьями и обслугой. Вырос правительственный квартал. Здесь искали себе пристанище иностранные посольства и представительства. Таким образом, в звездные моменты своей биографии временная столица насчитывала свыше 300 тысяч жителей. Многие были зажиточными и высокооплачиваемыми специалистами. Говорят, в те годы цены в местных ресторанах, пивных и магазинах заметно выросли. В городе практически не было безработицы. И все же Бонн существовал как бы в двух ипостасях. Тихий полусонный городок, каким он был и остался до сих пор, и оживленный правительственный квартал, куда зачастую приезжали на работу из соседних Кельна и других крупных населенных пунктов. Так было...

Мы вышли из вокзала и через два коротких квартала оказались на Соборной площади. Здесь нас ждали сразу несколько достопримечательностей. Собственно, сам собор, который начинали строить еще в ХI веке вместе с самим городом и его оборонительными стенами.


Бонн. Памятник Бетховену и старый почтамт

Тут же рядом - выкрашенный в розовые тона дворец, ставший полтора столетия назад почтой, а перед дворцом в центре площади - памятник великому композитору Бетховену, вокруг имени которого Бонн собирает туристов. За углом от площади обнаружите внушительную конструкцию фонтана Мартинсбруннен в честь одного из некогда уважаемых курфюрстов, а еще в сотне метров отсюда увидите остатки городских ворот ХIII века, называемые Штернтор. Раньше они стояли на другом месте, но с некоторых пор стали мешать движению транспорта и были перемещены поближе к другим достопримечательностям.

Поскольку Бонн городок небольшой, то по пути к музею Бетховена, куда стремятся чуть ли не все приезжие, мы вышли на Рыночную площадь, которая, как и в древности, остается центральной. Самое красивое здание города - это построенная в ХVIII веке ратуша с гербами на фасаде и красивой парадной лестницей. В разные годы здесь выступали с речами, обращенными к миллионам, крупнейшие мировые лидеры разных стран. Перед ратушей - красивый фонтан, рядом - популярный ресторан, чуть поодаль - еще одна церковь. При этом площадь как была рыночной, так и осталась до наших дней. Прямо посреди замкнутого дворцами пространства разложены лотки зеленщиков и других мелких торговцев. Традиции никто не меняет. И все эти картинки делают Бонн обычным провинциальным городком.


Бонн. Дворец курфюрста

Конечно, здесь есть свой университет и опера, действует интересный музей естествознания Кенига. Но отойдите два-три квартала от центра, и вы поразитесь тишине и безлюдности улиц бывшей столицы.

Впрочем, нам с вами пора посетить дом-музей Людвига ван Бетховена, главной местной знаменитости. Это одно из немногих жилых зданий начала ХVIII века, сохранившихся в городе. Здесь в 1770 году родился будущий композитор. Поскольку дом со временем ветшал и была угроза его исчезновения, почитатели творчества Бетховена выкупили строение, привели его в порядок и с конца ХIХ века организовали здесь музей. Удалось разыскать и сохранить некоторые личные вещи композитора, его собственноручные записи, инструменты, на которых он играл. Энтузиасты продолжают собирать все, что связано с деятельностью их великого земляка. Поток желающих заглянуть в довольно скромные комнатки семьи Бетховена не уменьшается. Именно этот мемориальный музей остается основной точкой притяжения в Бонне. Зачастую сюда приезжают всего на день.

Осмотр дома Бетховена с маленьким уютным двориком и бюстом среди буйной зелени занимает от силы час-полтора. Все прочие красоты Бонна, думаю, вы осилите за полдня. Да еще успеете вкусно пообедать в одном из уютных ресторанчиков. Вернетесь засветло. И бывшая столица Германии останется в памяти разве что точечно - несколькими объектами средней степени уникальности. Впрочем, это мое субъективное мнение.

Объективно лишь то, что с возвращением всех государственных структур в Берлин и переездом посольств Бонн снова стал тише. Город все еще приспосабливается жить по-старому, как жил до Второй мировой, когда о нем мало кто знал за пределами собственной страны...

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.