Номер 36 (1330), 23.09.2016

СМОТР "КОНТЕЙНЕРНЫХ СИЛ"

Шестьдесят лет назад появился первый контейнер; "ящик", как его называют докеры. Сегодня же контейнерное направление является одним из главных приоритетов морских перевозок.

Как доставлять контейнерные грузы, организуя свободное перемещение в черноморском регионе, обсудили на Х международном форуме "Черноморский контейнерный саммит", организаторами которого являются издательство "Порты Украины" и Информационно-аналитический центр "BlackSeaTrans".


Традиционно саммит проводится как смотр "контейнерных сил" черноморского региона, где после значительного падения объемов вследствие мирового экономического кризиса (в 2009 году - на 41,8 %) происходит постепенное восстановление рынка. Саммит-2016 собрал более 170 представителей крупнейших мировых судоходных контейнерных линий, глобальных контейнерных терминальных операторов, руководителей и представителей морских портов, стивидорных компаний, производителей контейнерного оборудования, транспортных и экспедиторских компаний из десяти стран - Франции, Германии, Великобритании, Румынии, Турции и др.

Контейнерный саммит прошел в рамках программы Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Как отметил Георгий Токман, исполнительный директор БАСПА, вопросы контейнеризации стоят в приоритете развития региона, который за два года значительно улучшил свои показатели благодаря интенсивному развитию черноморских портов.

Организатор саммита, редактор журнала "Порты Украины" Константин Ильницкий провел анализ развития контейнерных перевозок:

- За 10 лет ситуация была фантастически разнообразная. С 2001 года восемь лет подряд наблюдался стремительный взлет во всем черноморском регионе, достигнув до 420 тысяч TEU перевалки. (TEU - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Основана на объёме 20-футового (6,1 метра) интермодального ISO-контейнера - металлической коробки стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским). Такого роста нигде не было в мире. Контейнеровозы выстраивались в очереди на разгрузку. Мощностей для переработки не хватало.

Тогда Украину охватило массовое строительство контейнерных терминалов. Если по черноморскому региону в целом мощности выросли в 2,6 раза, то в Украине - в 4,8 раза. Сегодня наша страна обладает контейнерным потенциалом 3 млн TEU. Но он используется всего на 17 %. В 2009 году произошло стремительное падение контейнерных перевозок. Затем идет медленное восстановление. К 2013 году почти все страны, кроме Украины, восстановили объемы 2008 года. В нашей стране, в связи с боевыми событиями, начался серьезный спад. Но последние восемь месяцев на нашем рынке наблюдаем подъем. За полугодие в Черноморском бассейне рост контейнеров составил 2,7 %.

- Благодаря построенным мощностям, - подчеркнул К. Ильницкий, - контейнерным терминалам Украина готова к лучшей жизни, здесь внедряются новые технологии, система сервиса, которая принята во всем европейском мире.

На саммите были награждены компании - ператоры терминалов Черноморья, которые по итогам года показали лучший результат. Первое место по грузообороту за прошлый год занял порт Констанца, второе - Поти, третье ГПК (Одесса). Лучший рост контейнерной перевалки показал Ильичевский порт, увеличив показатели в 26 раз. Ему уступили румынский порт Socep и турецкий Samsunport.

Английский эксперт Стив Рэй, управляющий партнер компании "WSP Parsons Brinckerhoff", изложил прогнозы развития контейнерной перевалки в черноморском регионе.


- Фрахтовые ставки достаточно низкие. Прибыль невелика. Если спрос увеличится, то ситуация улучшится, - отметил эксперт в докладе "Глобальные перспективы развития контейнерных перевозок". - Сегодня прослеживается мировая тенденция, что судоходные компании стараются увеличить размеры своих судов, тем самым снизив затраты на перевозку. Но спрос на них снижается. Для того, чтобы остаться на рынке, судоходные компании объединяются, уменьшая затраты на региональные офисы и концентрируя мощности на берегу. Мировая стратегия предусматривает комбинированные линии, где работают фидерные суда, которые актуальны для Черного моря, где есть ограничение для судов по длине ввиду прохода через Босфор. По прогнозам, максимальное количество судов будут принимать порты Констанца, Новороссийск и Одесса. Но для этого нужно соответствующее дноуглубление, длина причалов и упрощение процедур приема судов, - подчеркнул Стив Рэй.

В свою очередь Александр Басюк, заместитель директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта, отчитался о проделанной работе по дерегуляции в портах.

- Сегодня Украина находится в тройке лидеров по грузообороту в черноморском регионе. Показатель роста по контейнерам в прошлом году достиг 25 %. Таких результатов удалось достичь благодаря упрощению процедур в логистической цепочке, - отметил специалист. - Сокращено количество документов на прием судна, реализована электронная заявка на заход, отменены проверки служб порта. Решена проблема с радиологическим контролем. В планах - внедрение программы хранения информации для анализа рисков на основе предварительного анализа. Украина имеет огромные мощности, которые остаются незагруженными. Упрощение процедур для судов и судовладельцев направлены на то, чтобы исправить ситуацию.

Выступая на саммите, министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян подчеркнул, что усилия государства направлены на развитие морской отрасли.


- Для нас очень важно контейнерное направление, которое начало снова развиваться. Дерегуляция портов дает результаты, но есть много проблемных вопросов. Но я верю, что в Украине все удастся. Для этого есть большие возможности. Сейчас мы создаем морскую администрацию. Ее должен возглавить специалист высокого уровня, заключив пятилетний контракт. Важно, чтобы он занимался развитием портов, а не политикой. Порты в свою очередь должны развиваться комплексно с созданием сопутствующих производств, как это работает во всем мире. А конкуренция даст стимул для развития.

В своем докладе о потенциале Украины Екатерина Михайличенко, заведующая сектором транспортной инфраструктуры Национального института стратегических исследований, предположила, что Украина могла бы стать региональным центром в контейнерных перевозках, как сегодня Китай и Индия.

- Но для этого нужен рост ВВП, от которого зависит динамика контейнерного рынка, - утверждает специалист. - Пока мы находимся на уровне 1 %. В ближайшие годы прогнозируют до 2-3 %. Это очень маленькие темпы роста, который не могут обеспечить экономический прорыв. Однако инвесторы уже видят, что украинская экономика восстанавливается и готовы вкладывать средства. Но нам необходимо проведение структурных реформ в области транспорта. У нас без движения лежат законопроекты о дорожном фонде, развитии железной дороги, портов, которые сегодня необходимы, чтобы начать движение вперед.

В контейнерном саммите принял участие Гайдар Абдикеримов, руководитель представительства "Казахстан Темир Жолы" в странах СНГ и Балтии. Он заявил, что заинтересован в сотрудничестве с Украиной. Пока контейнерные перевозки идут больше через Турцию, так как условия и сервис там намного лучше. Но Украина может предложить более выгодные маршруты и условия.

Свои предложения о сотрудничестве озвучили представили портов Грузии, Турции, Румынии.

Были обсуждены возможности контейнерных перевозок по Днепру, продемонстрирован успешный проект группы контейнерных перевозок АСК "Укрречфлот". Также участники саммита получили информацию о законодательстве в части обязательного взвешивания контейнеров во избежание перегруза и возникновения чрезвычайных ситуаций на судне.


В завершение саммита состоялся круглый стол с участием специалистов АМПУ и таможни, которым представители грузовых компаний задали наболевшие вопросы о перевозках по железной дороге, своевременной доставке вагонов и тарифах.

Представители АМПУ и таможни пообещали способствовать решению вопросов, которое видят во внедрении электронных систем, чтобы минимизировать человеческий фактор, общение чиновника с экспедитором и сделать систему доставки грузов более удобной.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Фото автора.

На фото:

- Стив Рэй;

- Владимир Омельян.