Номер 42 (1188), 8.11.2013

С КЕМ ВЫПИВАЛА ГРАФИНЯ,
или АХ, КАКАЯ ДРАМА - "ПИКОВАЯ ДАМА"!..

Наверное, самой долгожданной премьерой Одесского Национального академического театра оперы и балета стала опера Петра Чайковского "Пиковая дама". И если музыкальная сторона дела работает на результат, то постановочная, увы, оказалась более чем спорной.

Это далеко не самое простое сочинение гения русской музыки на пушкинский сюжет, наполненное мощной символикой карточной игры, азарта. Бесконечно повторяемые Германом слова "тройка, семерка, туз", возможно, всего лишь отражение его мечты утроить, усемерить свой капитал и сделаться тузом общества... Но почему-то авторы спектакля пренебрегли как возможностью обозначить реалии восемнадцатого века (как в либретто), так и тройками-семерками, зато ввели в сценическое действо совершенно "из другой оперы" персонажей - ангелов, словно явившихся с кладбища. Ангелы есть и живые, с крыльями, и статуи, почему-то плывущие по воздуху на тросиках, в начале сверху вниз, в финале снизу вверх, и весь механизм постоянно заедает... Крылатые существа здесь явно лишние. Даже Лиза, хоть влюбленный Герман и называет ее красавицей, богиней и ангелом, на ангельский чин не тянет - будучи просватанной за родовитого Елецкого, отдается чуть ли не накануне свадьбы первому встречному, забравшемуся в дом. Ах, он грозит покончить самоубийством, если Лиза ему не уступит? Ну и что? "Холодной строгостью, не тратя лишних сил, скорее остужу я неуместный пыл", - это из другого классика, из Мольера. Девушка пала, ибо готова была пасть, вот и дайте нам такую Лизу, полную страстей и желаний, чувственную, земную; ангелы, тем более кладбищенские, тут явно ни при чем.


Но что ангелы? Предлагаю ознакомиться с некоторыми откликами любителей музыки, помещенными на одном театральном интернет- форуме, такая народная критика бывает очень интересной, меткой и едкой.

Итак, пишет пользователь под ником Валерий: "Был на премьере 19-го. Такого издевательства над классикой еще не видел. Правда, оркестр прекрасен, вокал почти прелесть. Но сама постановка ужас!!! Герман в первом акте - смесь бомжа, клоуна и неврастеника. Например, в Летнем саду, когда графиня спрашивает о Германе и Томский поет: "Герман, приятель мой" - эта подобострастная поза с прижатыми руками "чего изволите". Пробежка Германа по сцене за запиской, букет цветов в интермедии из-за кулис. А сама сцена бала - это просто собрание сектантов. В спальне графини почти всю сцену графиня сидит на кровати спиной к зрителю (но интересно, откуда кровать в кабинете, ведь она поет: "Не хочу я спать в постели..."). Сидение Германа на лестнице в этой же сцене. Игорный дом с зеленым сукном и игра на полу. Возникла ассоциация - не хватает только золотых цепур у этого сборища игроков. В общем, постановка - ужас. Больше всего понравился Томский, молодец! И более или менее Герман".

На следующий день продолжает тему пользователь под ником Руслан Эннан: "К большому сожалению, весьма огорчила премьера оперы "Пиковая дама" 20. 10. 2013. Мрачные, однообразные декорации, которые не меняются вообще за всю оперу, совершенно непонятно для чего на сцене находятся белые и черные ангелы (возможно, снятые с колокольни Исаакиевского собора), и тем более почему два исполнителя-солиста периодически выходят в костюмах черных ангелов? К чему это? Зачем это? Какое имеет отношение Венецианский карнавал или маскарад к Петербургскому балу, вообще дух этого великого красивого, мистического города - тема Северной столицы на Неве - никак режиссером не обозначена, сценическое действо и движение солистов - невнятное. В спальне графини - она поет: "Не хочу я спать в постели..." - так у Чайковского написано - и как правило в постановках - она усаживается дремать в большое кресло - а тут она укладывается спиной к публике в кровать, а вместо фразы "...при них я и певала" - госпожа Стародубцева умудрилась пропеть"... при них я выпивала"... Герман благополучно потерял под кроватью свой пистолет, потом его долго искал и не смог найти, поэтому вынужден был душить графиню руками... смотрелось это все трагикомично... единственное, что понравилось - так это костюмы у артистов хора (женщины) и у солисток - платья были действительно красивые и видно, что из хорошего, качественного материала".


Зрители во многом правы. Не случайно Графиня усаживается дремать в кресло, ведь в прошлом считалось весьма полезным для сосудов спать полусидя, да и очень выигрышная мизансцена с Германом выстраивалась, когда он подходит к креслу и сперва робко, а затем настойчиво и с угрозами требует назвать ему три выигрышных карты, выхватывая пистолет. В Одесской опере же получается, что зритель видит лежащую спиной к залу на узкой девичьей кроватке почтенную даму и комично наседающего на нее неизвестно с какими, но явно серьезными намерениями мужчину. Потом та же кровать возникает в спальне Германа, видимо, старушка, хоть и не сказала ничего насчет трех карт, но побеспокоилась завещать ему после своей смерти сей нехитрый предмет мебели... Все эти несуразности очень отвлекают от прекрасной музыки, исполненной подлинного драматизма и превосходно освоенной оркестром, хором и солистами (хотя с некоторыми назначениями на партии можно было бы и поспорить, ведь во всем мире принято певцов с недостаточными данными использовать разве что в качестве дублеров на случай болезни участников первого и второго составов, но у нас до этого пока далеко...).

Видимо, режиссер-постановщик, народный артист России Александр Титель и художник-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Станислав Морозов не учли, что в Одессе требования публики к оперным постановкам за последние годы существенно возросли. Да и в Украине в целом. Совсем недавно на этой же сцене "Донбасс Опера" в рамках всеукраинского гастрольного тура показывал нашумевшую оперу Рихарда Вагнера "Летучий Голландец", где бушевали волны моря и создавались другие иллюзии при помощи новейших компьютерных технологий. Конечно, коллеги из Донецка привлекли весьма серьезных инвесторов для своего проекта (Фонд Рината Ахметова), но на таком фоне ангелами на веревочках уже никого не удивишь! А вот "выпивающей" Графиней на кровати удивить можно, только это другого рода удивление. К сожалению, казусы вроде пресловутого "при них я выпивала" возникают, и еще какое-то время будут возникать, ибо от пения по-русски наш театр, увлеченный постановками итальянских опер на языке оригинала, как-то отвык, утратив яркие согласные. Когда впервые после долгого перерыва в репертуаре появился "Князь Игорь", со сцены полилось сплошное "а-у-е-о-и-ы", ничего не разобрать. В "Пиковой даме" хор и отдельные солисты уже радуют прекрасной дикцией, но оговорки, видимо, пока неизбежны.

И радует вот какой факт: при всех постановочных огрехах великолепная музыка, освоенная труппой под руководством главного дирижера театра, народного артиста Молдовы Александру Самоилэ спасает спектакль в целом. Исполнительница роли Графини, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская рассказала на пресс-конференции, что следующей запланированной к постановке оперой Чайковского является "Евгений Онегин". Остается понадеяться, что в сцене дуэта Онегина и Ленского пистолеты не будут позорно утеряны, а Татьяна в сцене письма не воспоет вместо "я пью волшебный яд желаний" - "я пью вообще! Но яд желанней...".

Партию Графини исполняют в очередь заслуженные артистки Украины Татьяна Спасская и Елена Стародубцева. В постановке сейчас три Германа - молодой перспективный солист Константин Андреев, заслуженный артист Украины Валерий Бендеров и Николай Суббота. В образе Лизы на сцену уже выходили Анна Литвинова и Инга Мартынова, Елецкого пел Александр Стрюк, баритоны Вадим Черниговский и Иван Фляк - графа Томского. Также в спектакле участвует детский хор "Жемчужины Одессы". Добрый совет будущим слушателям: в ряде мест просто прикрывайте глаза и вслушивайтесь в музыку. Удовольствия будет больше...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

От редакции. Мы готовы предоставить место для публикации желающим включиться в дискуссию по поводу одесской "Пиковой дамы".