Номер 32 (1129), 31.08.2012

"РЕБЕНКУ К НОЯБРЮ" - УЖЕ ДВАДЦАТЬ!

Время быстротечно: казалось бы, буквально вчера я резвилась в кадре будущего фильма "Ребенок к ноябрю", танцуя с Сергеем Маковецким, а сегодня юноша на улице берет у меня автограф, напоминая, что "Ребенку"-то уже 20 лет сравнялось! "Какой был яркий эпизод!" - говорит парнишка, по виду почти ровесник фильма. А для меня это было двумя яркими съемочными днями и не менее яркой предысторией.

Так уж получилось, что меня, молодую журналистку, часто бывавшую на киностудии, привлекли к съемкам и завели карточку в актерском отделе. Это облегчало освещение съемочного процесса в разы! Узнав, что на сей раз меня будет снимать мастер комедийной режиссуры Александр Павловский, да еще и партнером станет восходящая звезда Сергей Маковецкий, я несказанно обрадовалась. Александра Ильича я знала давно - однажды он приходил на занятие "Школы молодого журналиста" при "Комсомольской искре" по приглашению Кима Каневского, рассказывал о работе кинорежиссера, о своем фильме "Подарок судьбы", который как раз незадолго до этого показывали по местному телевидению. Знакомства с Маковецким ожидала с трепетом... Вот уж точно подарок судьбы. Звезда Театра Вахтангова снимется со студенткой-театроведом - это ж потом всю жизнь можно будет нос задирать перед актерами!

Но с момента утверждения на роль и до начала съемок оставался еще месяц, за который надо было успеть съездить в Киев, сдать сессию в театральном институте и при этом не похудеть, как обычно случалось со мной на сессиях, чтобы не подвести людей - утверждали одно, а в кадре появится другое, тень того, первого? Нет, это было бы непрофессионально.

Налегая на пирожки и пирожные, я, как обычно, не столько готовилась к экзаменам, сколько бегала по киевским театрам. Как раз в "Театре на Левом берегу Днепра" шел спектакль по той же повести Леонида Жуховицкого "Ребенок к ноябрю", которая легла в основу сценария на тот момент будущего фильма. В спектакле мой персонаж, девушка, с которой отплясывает на дискотеке Алексей (роль Маковецкого), на сцене не появлялась. О ней говорили герои, осуждая за прозрачную блузку, намекающую на легкое поведение и доступность. К счастью, мой костюм был уже утвержден: отнюдь не прозрачная малиновая блузка с воланами и бархатная юбочка мини, все в соответствии с тогдашней модой, ярко, но вполне пристойно.

Вернувшись, я попала в руки гримеров, которые соорудили мне прическу с локонами, украсили ее тряпичной орхидеей (я же сама купила сей цветок в одной киевской комиссионке), вдели в уши большие и тяжелые перламутровые серьги. Образ был завершен! Приличная, но веселая и раскованная, стремящаяся обратить на себя внимание броским прикидом девушка идет на дискотеку (а кто не хочет обратить на себя внимание, пусть сидит дома), там подворачивается под руку герою, танцующему с ней, чтобы не маячить рядом с женой и не мешать той искать достойного кавалера для подруги. Между молодыми людьми возникает некое подобие симпатии, но приходит жена, уволакивает мужчину, ошарашенная плясунья только воскликнет вслед: "Алексей, куда же вы?!"

Большие артисты всегда немного кокетливы, вот и Маковецкий спросил меня: "Вы поведете меня в танце?" - "Нет, это вы поведете меня в танце", - строго ответила я, и Сергей тут же заплясал, вспомнив студенческие годы. Мой образ вызвал у него ассоциацию с именем "Жанна", так он ко мне обращался в кадре, и на прощание, увлекаемый женою (блистательной Ларисой Удовиченко), он бормотал: "Жанночка, оревуар...".

Снимали мы сцену дискотеки в каком-то санатории, артист, который должен был исполнять роль ведущего, приехать не смог, и режиссер сам облачился в полосатый пиджак, обмотался новогодней гирляндой, взял в руки микрофон и сыграл как нельзя лучше! В паузах между выходами в кадр я вязала красный мохеровый шарфик - такое профессиональное поведение заставляло всех актеров считать меня своей, местной актрисой. И только Андрей Анкудинов, питерский комедийный артист и шансонье, знал правду - я писала на тот момент заметки о его программе "Шансон белых ночей", была с ним дружна и называла не иначе как "Барон" или "Андре", поскольку в предках у этого благородного юноши имелся немецкий барон, правда, петь он предпочитал по-французски. И когда я хихикаю на крупном плане - это мне за спиной оператора Анкудинов корчит рожи, чтобы получалось естественнее, ведь в два часа ночи не так легко изобразить оживление!

В фильме Барон исполнял роль Жоры, не блестящего внешне, но прекрасной души паренька, от которого в конце концов и решится родить своего "ребенка к ноябрю" героиня Даша (Лариса Шахворостова снималась еще под фамилией Тотунова). Уже когда фильм вышел на экраны, проблематика устарела - отдельную квартиру при расселении аварийных домов матерям с младенцами никто не давал, если обитали они в коммуналке... Впрочем, Даша не просто завела ребенка, она создала семью, как только перестала гнаться за сладенькими красавчиками, научилась ценить подлинную мужскую красоту. Трудно было Ларисе сниматься в такой роли - она рассказала мне в кулуарах, что ей пришлось прервать беременность из-за обострения аппендицита, остался огромный шрам на животе (из-за этого в любовных сценах актрису снимали боком или со спины), а о сердечной ране и говорить нечего. К счастью, впоследствии актриса стала мамой, исполнив свое самое горячее желание, фильм оказался для нее добрым предзнаменованием.

С Маковецким мы впоследствии подружились уже не как коллеги- актеры, а как блестящий артист и восторженный критик. На спектакли Театра Романа Виктюка со своим участием Сергей затаскивал меня через служебный вход, умоляя только спрятаться в портьерах до начала представления, пока не заметили администраторы. А когда уже стал звездой со всей звездной атрибутикой - проводил в зал открыто. Я же дарила ему газеты с восторженными описаниями его игры в спектаклях и фильмах. Потому как продержаться несколько минут в кадре и создать яркий эпизод может порой даже театровед, но сыграть главную роль достойно под силу только большому артисту!

Пересматривая сейчас довольно-таки популярный до сих пор "Ребенок к ноябрю", я с ностальгией подмечаю забавные штришки того времени. Высоко оцениваю трогательную историю дружбы и любви, насмешку над заводящим в тупик следованием стереотипам, блестящую игру таких "эпизодников", как Михаил Светин, Александр Стриженов, Валерий Смецкой, Александр Панкратов- Черный, наконец! Увы, отсутствие достойной работы заставило Павловского уехать в Москву. А на Одесской киностудии ежели и снимается кино, то такое, что лучше бы его не было. Вот включила намедни телевизор, показывали новый одесский фильм: в эпизодах местные артисты, а в главной роли непрофессионал, вопиющая бездарность, она же сценарист, режиссер и продюсер... Но это уже другая история. За нашего уже выросшего "Ребенка" мне отнюдь не стыдно, а о нынешних киношедеврах, созданных по принципу "папа недоделал, мама недоносила", двадцать лет спустя будут помнить только самые дотошные историки кино.

Мария ГУДЫМА.