Номер 25 (1122), 13.07.2012

УСПЕХ ВЛЕЧЕТ САМООТДАЧА

Первый международный фестиваль искусств, прошедший в Одесском национальном театре оперы и балета, опроверг распространенное мнение о непопулярности классического искусства. Сейчас, на определенном временном удалении от фестивальных событий, пришла пора проанализировать, за счет каких факторов организаторам фестиваля удалось добиться столь впечатляющего результата.

Но начать хотелось бы не с анализа творческих достижений фестиваля (об этом немного позже), а с самой идеи проведения этого форума. Газета "Порто-франко" уже обращала внимание на то, что с приходом в театр директора Надежды Бабич значительно усилилась PR-активность. За короткий срок театр провел ряд заметных имиджевых акций, что позволяет ему постоянно находиться в зоне общественного внимания. Таким образом театр как бы берет реванш за тот период, когда он находился практически без крыши над головой и отдельные вспышки интереса со стороны СМИ были вызваны только ситуацией с затянувшейся реконструкцией. Сегодня театр творчески возрождается и прошедший фестиваль искусств - лучшее тому подтверждение.

Соответственно творческому росту коллектива растет и поддержка со стороны властей. Прошедший фестиваль стал возможным во многом благодаря поддержке областной госадминистрации. Ее глава Эдуард Матвийчук заявил на открытии, что фестивали - это "выставочные" вещи, они представляют Одессу во всем мире, и такой подход вполне соответствует европейской практике.

У фестиваля, организованного Театром оперы и балета, вполне естественно было две составляющие - оперная и балетная. По причинам, не имеющим отношения к творчеству, оперная программа сократилась до двух представлений; из нее выпал спектакль "Дон Жуан" В. А. Моцарта в постановке Ю. Александрова, ибо в этот вечер в театре проходил концерт, посвященный Дням азербайджанской культуры в Украине. Нет оснований упрекать организаторов в такой замене, ибо это произошло помимо их воли.

С другой стороны, центральным событием фестиваля так или иначе должна была стать (и стала) вердиевская "Аида" в постановке итальянского режиссёра Карло Антонио де Лючия, сыгранная под открытым небом на Театральной площади перед зданием театра.

К великому сожалению, это грандиозное зрелище было существенно подпорчено технической частью. Аппаратура то и дело фонила, сильный ветер относил звук, не все микрофоны были сразу настроены как следует. Между тем в данном случае именно от качества технического обеспечения зависело очень многое, поскольку наши оперные артисты не привыкли петь в микрофон, и звук следовало бы очень тонко и точно корректировать. Но технический персонал не только не справился с этой задачей, но почему-то позволял себе разговаривать рядом с микрофонами, так что реплики техников порою вклинивались в ход спектакля. А говорить о том, насколько это мешало артистам и зрителям, вряд ли есть необходимость. Так что организаторам фестиваля в следующий раз следует более требовательно отнестись к выбору компании, обеспечивающий акустическое сопровождение.

В силу указанных выше причин вряд ли корректно оценивать вокальное мастерство исполнителей оперы под открытым небом. Тем не менее им удалось достаточно точно передать характеры своих героев. В первую очередь это касается Анны Чубученко в роли Амнерис. Задача, стоящая перед исполнительницей этой партии, довольно сложна хотя бы в силу огромного количества штампов, причем как в вокальном, так и в актерском плане. Огромная власть, сосредоточенная в руках египетской царевны, не властна над любовью - Анне Чубученко удалось убедительно выразить эту мысль, окрасить исполнение в незаемные полутона и вызвать у зрителей подлинное сочувствие.

А вот Валерий Бендеров в роли Радамеса слишком буквально понял, что его герой - военачальник, и даже в лирических сценах выглядел прямолинейным и жестковатым.

Аида же в исполнении Татьяны Анисимовой поражает чувством собственного достоинства. Певица очень точно уловила, что ее героиня - рабыня только в силу обстоятельств, а на самом деле является наследницей эфиопского трона. Анисимовой удалось передать осознание Аидой своего морального превосходство над окружающими её власть имущими, так что в конечном счете ее героиня выглядела не жертвой, а победительницей.

Да и сам театр вышел победителем в весьма сложном, хотя и совсем не творческом состязании с погодой, которая в тот вечер, казалось, была настроена категорически против представления.

Зато ничего не мешало исполнителям продемонстрировать свой творческий потенциал во время гала-концерта "Одесские звезды мировой оперы", в котором собрались воспитанники нашей вокальной школы, получившие признание далеко за пределами города и Украины.

Отменно прозвучали ария Турандот и партия Тоски в исполнении Анны Шафажинской, которое поражало мягкостью и плавностью переходов.

Татьяна Анисимова в дуэте Леоноры и графа ди Луна из "Трубадура" и арии Леоноры из "Силы судьбы" снова продемонстрировала свои блестящие вокальные возможности.

Анна Чубученко достойно предстала в двух фрагментах из "Кармен". Константин Риттель-Кобылянский великолепно выступил в Te Deum из "Тоски" и вызвал восторг зрителей богатым тембром, артистичностью и эффектной внешностью в хитовых куплетах Эскамильо.

Многое ожидали от Станислава Трифонова, однако его исполнение арии Грязного из "Царской невесты" и каватины Алеко из одноименной оперы показалось каким-то бесстрастным. В этот вечер этот опытный и умелый артист явно был не в ударе.

Зато приятно порадовал Владислав Горай, превосходно исполнив арию Вертера.

И очень приятное впечатление оставил Константин Андреев в двух фрагментах из "Кармен" - арии Хозе и финальном дуэте.

В целом концерт создал теплую атмосферу встречи друзей, выпускников, которые собрались после окончания alma mater продемонстрировать свои творческие достижения. И хотелось бы, чтобы эти солисты почаще выступали в спектаклях нашей оперы.

Балетной части фестиваля посчастливилось больше, чем оперной.

Состоялись все три концерта, заявленные в афише. Да и состав исполнителей был пошире - выступали не только одесситы или солисты с одесскими корнями, но и гости из Берлина, Москвы, Киева, Петербурга.

Нарушая хронологию, отмечу, что главным событием балетной программы предсказуемо стал бенефис выдающегося танцовщика ХХ века Владимира Васильева. Программа "И жизнь, и сцена, и судьба", которую знаменитый мастер посвятил своей жене - не менее знаменитой балерине Екатерине Максимовой, состояла из видео- и фотомонтажа. Он сопровождался комментариями автора, а также номерами, в которых в своё время блистал этот замечательный дуэт.

Вместе с Владимиром Васильевым одесситы впервые увидели и другого знаменитого танцовщика - Владимира Малахова, который сейчас возглавляет труппу Берлинского государственного балета. Солисты этого коллектива Яна Саленко и Дину Тамажлакару, выступив в па-де-де из "Дон Кихота", вызвали подлинный восторг у публики. А сам В. Малахов продемонстрировал неувядающее мастерство, исполнив пластический этюд Мауро де Кандии на музыку Сен-Санса "Лебедь". Отличились в этот вечер и солисты Одесского театра Тарада Мидори и Окава Койи, исполнившие дуэт из балета "Красный мак".

Первым в балетной части фестиваля был концерт под символическим названием "Танцующий голос", в котором можно было увидеть хореографические сцены из оперных спектаклей. Их показали артисты балетной труппы нашего театра и приглашенные солисты Берлинского государственного балета. Зрители могли увидеть фрагменты из опер "Аида", "Джоконда", "Князь Игорь" и других.

Надо отметить, что одесские исполнители во многих отношениях не уступали гостям. Так, в "Вальпургиевой ночи" из "Фауста", где отменно танцевали Яна Саленко из Берлинского балета и Александр Стоянов из Национальной оперы Украины, наибольший успех имел наш солист Окава Койа, который, помимо изумительной легкости прыжков, продемонстрировал и незаурядное актерское дарование.

К сожалению, общее впечатление от вечера подпортил оркестр. Порою создавалось впечатление, будто музыканты попросту не слышат друг друга.

Завершал балетную программу гала-концерт "Звезды мирового балета", в котором выступали солисты Национальной оперы Украины, Большого театра России, Мариинского театра, Берлинского балета, Гамбургского балета. Программа оказалась на редкость разнообразной и эффектной. А едва ли не самым ярким номером стал "Буржуа" в исполнении Дину Тамажлакару. Превосходным аккордом балетного праздника прозвучало па-де-де из "Эсмеральды" в исполнении Яны Саленко и Мариана Вальтера.

В целом и балетная, и оперная программы первого международного фестиваля искусств в Одессе подтвердили высокий профессиональный уровень данного мероприятия. И это один из главных факторов его успеха. Немалую роль сыграли, конечно, отменная организация фестиваля, поддержка местных властей, превосходная PR-кампания. Но во главу угла стоит поставить искреннюю увлеченность всех создателей этого праздника классическим искусством. Без такой самоотдачи фестиваль не стал бы "вехой возрождения одного из самых сильных европейских музыкально-драматических коллективов, и зарождением целой культурно-исторической традиции, способной занять достойное место в ряду важнейших летних форумов классического искусства мирового значения", как написал один из столичных критиков.

Но никакое начинание не может держаться на энтузиазме. Такому фестивалю нужна еще и мощная финансовая, информационная и даже политическая поддержка. Тем более что возможность выступить в легендарном здании Одесской оперы, наверняка, способна привлечь выдающихся исполнителей и коллективы со всего мира.

Елена СЛОБОДЕНЮК,
музыковед.