Номер 21 (1118), 8.06.2012

ВСЕГО ТРИ ДНЯ, ЗАТО НЕЗАБЫВАЕМЫХ

Три дня проходили в нашем городе гастроли студентов знаменитого московского театрального вуза РАТИ-ГИТИС - выпускников мастерской народного артиста России Леонида Ефимовича Хейфеца. Обычно студенты на гастроли не ездят, но наш Русский театр и сам педагог курса пошли на определенный риск, привезя в Одессу лучшие спектакли режиссеров-выпускников. Сразу скажу, что риск оправдался.


Первой была показана постановка Павла Артемьева "Четвероногая ворона" по Даниилу Хармсу. Казалось бы, обычная история советского времени: очередь у магазина из-за переучета, покупатели с авоськами, стиляги и "старый добрый" пролетариат. Но сыгран спектакль был настолько по-современному, что нельзя было отличить - где советское время, в котором разворачивается действие, а где наши дни. Да и темы всё так же актуальны: отношения между парнями и девушками, семейные конфликты, национальное недопонимание. Кстати, история о мужике и трёх киргизах (так обозначаются герои в спектакле), которые не нашли взаимопонимания в очереди у магазина, запомнилась мне больше всего. Покорила игра Олега Реброва (мужик) и Руслана Братова (первый киргиз). Зал смеялся от души весь спектакль, ну а концовка, как говорится, "добила" аудиторию. Двери магазина упали, и из дыма появились герои спектакля у пианино. Спектакль был наполнен энергией молодых актёров. Как же одесским театрам не хватает того озорства, которым пропитано это представление!

На следующий день на суд зрителям был представлен спектакль Александра Суворова "Лейтенант с острова Инишмор" по пьесе Мартина Макдонаха. Это история лейтенанта Падрайка (Руслан Братов), ирландского террориста-революционера, и его... кота. Единственный, к чему питал нежность этот жестокий террорист, был его кот Малыш Томас. Но однажды молодой инишморец Дейви находит Томаса с расквашенным черепом, и с этого момента начинается весь сыр-бор, который приводит к смерти четырех героев пьесы, включая Падрайка. Но копать надо глубже! В этой истории - реалии наших дней, когда люди перестали ценить свои жизни, поддаются каким-то инстинктам и создают катастрофу из-за пустяка. В спектакле много стрельбы, крови и нецензурной лексики. Как подметил один из пользователей ЖЖ, постановка в стиле Тарантино, но приемы использованы грамотно. Снова обрадовал Руслан Братов, так здорово сыгравший террориста, что постепенно к нему начинаешь испытывать симпатию, и Софья Райзман, которая прекрасно перевоплощается и в кокетку Галю в постановке Хармса, и в грозную девчонку, выбивающую глаза коровам у Макдонаха. Но в финале всё внимание перевёл на себя черненький котёнок, который сыграл Малыша Томаса.

Точку в гастролях поставил спектакль "Желтые тюльпаны" московского хореографа Олега Глушкова. Автор спектакля пишет: "Почему мы игнорируем ту музыку, что играет в нашей жизни ничуть не меньшую роль, чем симфонии Малера? Действительно ли популярная музыка не заслуживает нашего внимания?"

Спектакль шел почти без слов, а в записи звучали стихи Пастернака в исполнении самого поэта и песни - от Петра Лещенко до группы "Чай вдвоём". Стоит отметить, что сам спектакль назван в честь песни Наташи Королёвой "Желтые тюльпаны", под которую так эксцентрично отжигал вначале Александр Паль. Пластические истории были разные: над некоторыми зрители смеялись, над другими - плакали, третьи поразили непредсказуемым концом. Зрителям этих спектаклей повезло, ведь они будут показаны всего несколько раз, как все студенческие работы. Спасибо И.Е.Хейфецу и директору нашего Русского театра А. Е. Копайгоре за эти три дня в Одессе.

Мария ЧУМАКОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.