Номер 1 (1098), 13.01.2012

А ВСЕ-ТАКИ ФЕСТИВАЛЬ ВЕРТИТСЯ

(Окончание. Начало в № 50.)

Борьба за Гран-при (статуэтка "Скифский олень" и $10000) и приз в номинации "Лучший полнометражный игровой фильм" ($ 2500) шла между фильмами полного метра. Назову их.


Это высокопрофессиональная, но очень уж типично дамская, лента норвежки Анн Светиски "Безумно счастливая".

Это жесткий, глубокий польский фильм Яна Комаса "Комната самоубийц" (поощрительный диплом жюри).

Это самый напряженный с точки зрения эмоциональной наполненности бельгийский фильм "Быдло" Майкла Роскама.

Это три фильма, после просмотра которых пятницу 28 октября я назвала "черной пятницей": исландская лента "Вулкан" Рунара Рунарссона, швейцарский фильм "Маленькая комната" (режиссеры Стефани Шуа и Вероник Реймон), и "Считанные дни" Пиа Штрайманн (Германия). Два фильма кончаются трагическим уходом из жизни стариков, в одном весь фильм идет подготовка к похоронам. Во всех трех фильмах - проблема отцов и детей, где страдающая сторона - старики. Несмотря на сходство некоторых сюжетных деталей, фильмы абсолютно разные.

Чехия участвовала в конкурсе фильмом "Дом" (режиссер Зузана Лиова) - это хороший фильм, но не претендующий на открытие.

Все с нетерпением ждали иранскую картину. Нетерпение объяснялось тем, что уже давно иранское кино признано во всем мире и часто лидирует и на "МОЛОДОСТИ". В 2008 году российскому фильму Бакура Бакурадзе "Шультес" пришлось разделить Гран-при с картиной молодой иранки Ханны Махмальбаф "Будда взорвался от стыда". На нынешнем фестивале, как уже говорилось, во внеконкурсной программе была показана лента "Надер и Симин. Развод" иранского режиссера Асгара Фархади, которая, в свою очередь, подогрела интерес к конкурсному иранскому фильму.

Ожидания оправдались. Конкурсный фильм Негар Азарбаяни "В зеркале" -одна из лучших картин программы полного метра. Фильм раскрывает рискованную для Ирана тему - право на свободу выбора пола.

В фильме шведского режиссера Лизы Лангсет "Подъем" - история молодой девушки, влюбившейся сначала в классическую музыку, а затем в дирижера и ставшей его любовницей. Когда дирижер бросает ее, она его убивает. История достаточно банальная и, в принципе, аморальная. Убийство оправдать нельзя. Но игра молодой актрисы Алисии Викандер была настолько впечатляющей, что зрители, не задумываясь о моральной стороне вопроса, встретили совершенное ею убийство аплодисментами. Жюри присудило Алисии Викандер приз им. Ива Монтана в номинации "Лучшая актриса/актер" (1000 евро от французского посольства в Украине - учредителя этого приза).

И наконец два фильма, получившие главные призы фестиваля.

Лучшим полнометражным игровым фильмом была признана картина Пабло Джорджелли "Акации" (Испания, Аргентина). История зарождающейся любви дальнобойщика (актер Герман де Сильва) и его пассажирки. Большинству зрителей блестящая актерская работа Германа де Сильвы показалась наиболее заслуживающей приза Ива Монтана. Но когда это зрительские симпатии совпадали с решением жюри?!

Вот и на этот раз Гран-при не совпал с призом зрительских симпатий. Сердца зрителей были отданы сентиментальному, милому, теплому фильму "Маленькая комната" о взаимной привязанности старика и его сиделки.

А Гран-при получил (с моей точки зрения, совершенно справедливо) швейцарский фильм "Дыхание" режиссера Карла Марковица.

Это фильм о 16-17-летнем подростке, отбывающем последние месяцы заключения в колонии для несовершеннолетних, куда он попал за убийство товарища. Он уже имеет право выходить днем из колонии на работу. Из всех вакансий мальчик выбирает самую тяжелую физически и морально работу в похоронном агентстве. Воспользовавшись относительной свободой, мальчик разыскивают свою мать, которая сдала его в свое время в приют для младенцев. По большому счету - фильм не о брошенном ребенке и кукушке-матери, а об ответственности за свои поступки. Выбранная мальчиком жуткая работа, которую, по его же словам, "нужно ведь кому-нибудь делать", - это епитимья, возложенная им на себя. Картина и сценарно, и режиссерски выверена в каждой детали, в каждом кадре.

На фестивале работали еще четыре жюри: экуменическое, международное жюри кинопрессы FIPRESCI, международное жюри киноклубов FICC и жюри, судившее фильмы участников конкурса "Панорама украинского кино 2010-2011".

Экуменическое жюри свои призы отдало п/м фильму "Маленькая комната" и к/м ленте "Защитить нацию" (режиссер Кендис Рейсер, Южная Африка, Германия). Кроме того, наградой "Особое отличие" были отмечены фильмы "Комната самоубийц" и "В зеркале".

Решение жюри FIPRESCI совпало с решением главного жюри. Приз оно отдало фильму "Дыхание".

FICC свою премию "Дон Кихот" присудило короткометражному фильму "Молитва" Эммы Балтазар (Дания) и отметило наградой "Особое отличие" фильмы "Фактор Феллини" киевской студентки Мирославы Хорошун и "Коралл" аргентинца Игнасио Чанетона.

Жюри национального конкурса "Панорама украинского кино 2010- 2011" присудило диплом за остроту авторского высказывания фильму "Хворiсукалюди" (режиссер Юрий Речинский). Диплом за выразительный кинематографический язык получила Ирина Правило за фильм "Кровь".

Фильм "Глухота" Мирослава Слабошпицкого удостоился главного приза - 20000 грн от Фонда "Развитие Украины" и специального приза Чешского центра в Киеве и Чешских авиалиний.

Я давно заметила, что каждый фестиваль "МОЛОДОСТЬ" каким- то образом оказывается посвященным какой-то теме, хотя фильмы подбираются по творческим критериям. Видимо, тут сказываются тенденции самого кинематографа. Так, были фестивали, где главной темой была толерантность. Были фестивали, на которых на первый план выходили старики. Эту тему сменила тема детей.

Я бы сказала, что нынешний фестиваль объединил все эти темы. Его тема - это СЕМЬЯ, где есть старики и дети, где для душевного комфорта ее членов необходима терпимость.

Тема семьи есть и в первом из названных фильмов "Безумно счастливая". В нем идет речь о двух семейных парах, о том, как взаимонепонимание чуть не привело к распаду обеих семей. В фильме "Комната самоубийц" трагедия - самоубийство мальчика - связана с полной нравственной глухотой его родителей, особенно матери. Семью, близких людей подростку заменяет интернет. Интернет же и губит его.

В фильме "Быдло" вопросы семьи несколько отходят на второй план - если не считать, что в картине идут мафиозные разборки, а "мафия" с итальянского переводится как "семья". На первом плане - тема толерантности. Личная трагедия героя оказывается связанной с этническим франко-фламандским конфликтом, имеющем место в Бельгии.

Во всех трех фильмах "черной пятницы" - дела семейные. В "Маленькой комнате" - полное непонимание процветающего делового сына и старика-отца, которого сын хочет поместить в привилегированный приют для стариков. Старик противится. Он привык к своему дому, к мини-оранжерее, которую он устроил в квартире. Из приюта старик сбегает к свой сиделке. Он поселяется в маленькой комнате, которая должна была быть детской для погибшего (не рожденного) ребенка молодой женщины. Ее нерастраченная нежность и привязанность отданы старику. Это исцеляет ее сердце и одновременно помогает укрепить распавшиеся было отношения с мужем. Фильм заканчивается уходом старика из жизни.

В картине "Вулкан" отец - деспот и самодур. Его боятся собственные дети и внуки. Не боится только жена, которая все терпит из любви к мужу. Когда жену парализует инсульт, старик вопреки воле детей забирает ее домой и нежно за ней ухаживает. Не вынеся страданий жены, он помогает ей уйти из жизни и кончает жизнь самоубийством, бросается в море.

Третий фильм "Считанные дни" - это семейные разборки отца и детей, брата и сестры в дни, когда идет подготовка к похоронам погибшей в автомобильной катастрофе матери.

Как уже говорилось, "веселенькая подборка". Но фильмы сделаны высокопрофессионально, без всяких скидок на дебют.

Фильм "Дом" перекликается и с картиной "Подъем", и с картиной "Вулкан". Отец-деспот, бессловесная жена и две дочери. Старшая, вышедшая замуж вопреки воле отца за пустого, с его точки зрения, парня, бедствует с кучей детей. Младшая - школьница - вступает в интимные отношения с женатым учителем. Правда, в этом фильме, слава Богу, все заканчивается благополучно.

Даже в иранском фильме "В зеркале", где на первый план выходит тема транссексуальности, эта проблема приводит к жестким внутрисемейным конфликтам.

В "Дыхании" тема ребенка, брошенного в младенчестве матерью, - контрапункт фильма. А светлый фильм "Акации" потому и светлый, что в нем есть перспектива создания семьи, перспектива счастья героев.

Вот такой была "МОЛОДОСТЬ" этого года. Бедная внешне, богатая внутри.

И Бог с ними, красными дорожками и прочими атрибутами праздника.

Главное, что все-таки фестиваль вертится.

На фото автора:
на пресс-конференции;
Андрей Звягинцев,
режиссер фильма "Елена",
показанного на закрытии фестиваля.

Материалы полосы подготовила
Елена КОЛТУНОВА.