Номер 18 (1065), 20.05.2011

СТВОЛ И КОРНИ

"Французская весна" была в самом разгаре, когда на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько состоялся цирковой спектакль "Корни" современного парижского цирка-театра "Krilati".

Да, да, именно спектакль, и именно цирковой. Потому что зрителям был предложен некий сюжет, и потому что в рамках этого сюжета совершались чудеса акробатики, жонглирования, клоунады.

Вообще-то, слово "рамки" не очень подходит к этому спектаклю. Как пояснили артисты на стихийной пресс-конференции, возникшей после представления, каждый зритель может воспринять то, что происходит на сцене по-своему, придумать свой сюжет.

Так что же конкретно происходит на сцене? У ствола огромного высохшего дерева собираются четверо: мрачный дровосек (жонглер и ловитор Фред Эсклюра), молоденькая девочка (воздушная гимнастка Каролин Симеон) и два акробата - подозрительный тип, с явно авантюрно-криминальными наклонностями (Рокко Лё Флен) и симпатичный парнишка (Валентин Белло).

Отношения между ними складываются непростые. Тут и вражда, и любовь, и ревность, и, наконец, примирение. И все эти проявления человеческих взаимоотношений находят свое выражение в акробатических номерах, некоторые из которых поражают своей сложностью и необычностью.

Совершенно поразителен номер с тонким длинным шестом, с которым работает Рокко Лё Флен. Замирает сердце, когда он головой вниз стремительно скользит по шесту или совершает на него прыжок со ствола дерева и как будто приклеивается к нему. Не менее эффектна работа Валентина Белло с канатом, свисающим с одной из веток дерева. Трудно описать все манипуляции, которые демонстрирует артист. Все рискованные трюки.

При этом артисты работают без страховки. И это не игра на нервах зрителей. Отсутствие страховочной лонжи повышает внимательность, дисциплинирует, заставляет оттачивать трюк.

Признаюсь, я очень люблю цирк. Меня восхищают и беззаветная преданность цирковых (да, именно цирковых, а не циркачей) своему искусству, сумасшедшая работа, отработка каждого движения, бесстрашие и взаимоподдержка партнеров, без которой работа попросту невозможна, потому что цена каждого трюка высока - это жизнь.

В спектакле "Корни" мы сталкиваемся с синтетическим искусством. Кроме чисто цирковых номеров, которыми восторгается публика, есть еще актерское мастерство. И пусть выразительность исполнения в основном опирается на пластику, но характеры персонажей, их взаимоотношения раскрываются полностью.

Как уже было сказано выше, в спектакль включена и клоунада. Какой же цирк без клоунов?!

Правда, привычных для зрителей клоунов с красными носами, в нелепых штанах и огромных ботинках в спектакле "Корни" вы не увидите. Но есть просто блистательный номер с переодеванием в бочке. Простачок Валентин срывается с ветки и попадает в бочку с водой. Ему надо переодеться в сухое, но для этого надо снять с себя мокрую одежду, что он и проделывает довольно забавно. Но когда дело доходит до трусов... И вот тут он залезает в пустую бочку, а дальше... Дальше истерический хохот зрителей, наблюдающих за попытками переодеться в тесной бочке.

Финал спектакля оптимистичный. К дереву, как к мачте, привязывается парус. Девушка (Каролин Симеон) все выше и выше взлетает на трапеции. Мужчины устремляют взор вперед, видимо, в неизвестное, но, как следует надеяться, счастливое будущее, в которое их доставит парусник.

"А почему же спектакль называется "Корни?" - задаст себе вопрос читатель. Тот же вопрос задавали себе и зрители. А мы, журналисты, задали его актерам.

- Название "Корни" говорит о поиске своего прошлого, без которого нет будущего, - пояснил Валентин Белло. - В том числе - поиск детства, возврат в него...

А Каролин Симеон добавила, что для нее приезд в Украину - это возврат к своим корням, поскольку они у нее украинские.

- Мы не успели хорошо рассмотреть Одессу, но она показалась нам очень красивой, и мы надеемся сюда еще вернуться, - сказала Каролин.

Е. К.