Номер 38 (1034), 1.10.2010

"ЛУЧ СВЕТА" В КИНОЦАРСТВЕ

В кинотеатре "Москва" состоялась премьера кинофильма Алексея Учителя "Край". У нашего автора картина вызвала бурные эмоции.

Эксклюзивно в Одессе

Одесситы были первыми зрителями в СНГ. Раскупленные в предвкушении киночуда за несколько дней билеты (по 90 гривен, между прочим!) не удивили руководство кинотеатра, в котором премьерное действо и происходило. Перед началом показа жителям Черёмушек предложили перенестись эдак на 65 лет назад. Очаровательные барышни и юноши, стилизованные под "сороковые, роковые", расхаживали вокруг да около кинотеатра, то заигрывая друг с другом, то танцуя вальс под звуки присутствовавшего здесь же оркестра. "Черемушкинцы" охали и ахали от восторга. А что говорить, когда к "Москве" пожаловали почетный гражданин Одессы и народный артист России Владимир Машков вкупе с заслуженным артистом Украины Алексеем Горбуновым?! Таки да, не каждый день подобное увидишь!

Перед началом - традиционное общение с журналистами. Вопросов много, времени мало. Артисты представителей "второй древнейшей" порадовали. Машков каждый раз вставал, отвечая на вопросы. Горбунов все ответы подробно раскладывал по полочкам, ничего не упуская. Рассказывали актеры об особенностях съемок, ведь Алексей Учитель известен в киноискусстве своими жесткими требованиями "делать все согласно сценарию" и снимать с десяток дублей каждой сцены. Было, правда, одно исключение - постельная сцена, ее сняли одним дублем, после чего режиссер сказал: "Больше не надо, ребята!"


На годичных съемках фильма не обошлось без приключений. Машков едва выжил, выполняя все трюки самостоятельно. Спас его железнодорожника каскадер.

- Я благодарен Славе, - сказал артист, - который просто спас мне жизнь. И я буду выставлять ему каждый раз на день рождения, потому что, если бы он не попал в меня верёвкой, когда я уже ничего не смог сделать, может быть, и что-то произошло бы ужасное. Я получил эти ощущения. Я вспомнил, где живёт ужас и страх, что иногда полезно испытывать в жизни.

А вот Алексей Горбунов считает настоящим геройством Машкова его кардинальное изменение веса, которое, кстати, заметили и журналисты:

- Самое сложное было для меня смотреть на Машкова, как он 10 месяцев ничего не ест, - шутил Горбунов. - Я хочу сказать, что он скромничает. Он так сейчас обаятельно-красиво рассказывает, но когда вы посмотрите кино, вы поймёте, о чём я говорю. Володя мужественно это выдерживал, на третий месяц мы с Гармашом смотрели и думали: "Как же он не хавает? В натуре, как?" А он не ест!"

И действительно, уже при просмотре фильма в главном герое, Игнате, любимца кинозрителей узнать было довольно сложно...

А сколько у тебя паровозов?

С этого странного вопроса и начинает активно разворачиваться сюжет фильма. Локомотивы производства СССР сыграли в картине, пожалуй, одну из самых важных ролей. Как отметил режиссер в своем интервью "АиФ": "Паровоз для меня - живое существо. Со своим характером, со своими недостатками. Более того, это и в самом деле актер, к которому мы тоже предъявляли определенные требования". Таких актеров в фильме было четыре. И каждый - со своим железным характером. Владимир Машков, например, рассказывал Алексею Ефимовичу, как у него складывались отношения с "главным" паровозом 1905 года: тот далеко не сразу подпустил его к себе, поначалу был недоволен, норов показывал.... Одно из самых ярких впечатлений актера - это то, как машинисты научили его жарить яичницу на лопате, вытащенной из топки того самого паровоза.

О фильме

Поселок Край, Сибирь, недавнее окончание войны. Здесь на лесоповале работают ссыльные "предатели Родины", а старенький паровоз, груженый лесом, курсирует между райцентром и глухой тайгой. Именно сюда бригадиром ремонтников направлен Игнат. Герой войны, в прошлом первоклассный машинист, приехал в забытый Богом таежный поселок, чтобы начать новую жизнь. Местные жители чужака не принимают, "контуженым" все время обзывают, удивляются нездоровому пристрастию к паровозам... Софья (Юлия Пересильд), вернувшаяся из Германии, правда, другого мнения. Та парня "окутала теплом и нежностью", да и вообще, влюбилась в героя по уши.

Русская Софья вызвала бурю негодования у местных поклонников. На вопрос одного из них: "Чем он лучше меня?", ответила: "В нем чертей больше..." Игнат (Владимир Машков), правда, честно признался тому же поклоннику: "Для трофея".

У него другая любовь - паровозы. От одного местного мужика Игнат узнает, что на уединенном острове еще с довоенных времен брошен немецкий паровоз. Машинист незамедлительно туда перебирается и пытается взяться за его восстановление. Но у машины есть хозяйка - молодая немка Эльза (Аньорка Штрехель), дочь инженера, арестованного в 1941 году. Барышня, оказывается, четыре года так и просидела в паровозе, ставшем ей домом, и даже не подозревала, что война вообще была. Эльза машину не отдает. Игнат думает: "Может, убить?" Ан, нет. Не тычь носа в чужое просо. Девушка не растерялась, проявила и физическую силу, и умственную. Вот тут и начинается любовь, а страсти накаляются - здесь и битва за машину, и даже битва за жизнь. После возвращения со "здоровым" паровозом и странной неубитой немкой в поселок Край жить Игнату становится совсем нелегко. Односельчане обвиняют в предательстве с "фашисткой", Софья ревнует. А он сделать с собой ничего не может. Его чувства проявляются на протяжении фильма в приятных мелочах: он назвал паровоз именем первого, убитого русскими, жениха Эльзы, "Густав". Как она и хотела... Он умудрился достать у местного мужика ее платье (сам того не подозревая), в котором она впервые, четыре года назад, попала в Россию. Он смазывал ее многочисленные ссадины, при этом слушая стук сердца (ведь местные утверждали, что Эльза мертва давно, а на острове дух ее живет). Игнат проверил: "Стучит!" Жива, значит...

После просмотра

Давно такого не было. Чтобы смотреть "наше кино" и не знать, куда же девать переполняющие нутро эмоции. Подготовил собственный мозг к потоку слез, а тут... на тебе, выстреливает очередная тонкая шутка. И забыл совсем, как грустно и страшно было всего пару мгновений назад. Живешь вместе с ними, то бишь, с героями фильма. По-настоящему любишь, злишься, огорчаешься, пылаешь страстью и надеждой... Море эмоций всего за два часа.

Фильм "Край" кардинально поменял мое отношение к современному отечественному кино. Какие же еще аргументы в его пользу, кроме банальных эмоций?

Россия "Край" номинировала на премию "Оскар". Это раз. Есть вероятность "попадания" картины в Книгу рекордов Гиннесса: ведь сценарий переписывался 109(!) раз. Это два. Ко всему прочему, снят "Край" Алексеем Учителем ("Дневник его жены", "Прогулка"), главные роли сыграны Машковым и Горбуновым, оператор - Юрий Клименко, которого Учитель считает лучшим оператором России (между прочим, снимал кино с Параджановым), а премьера состоялась в городе с лучшими кинематографическими традициями. Это три, четыре и пять. Достаточно?

Алина МАНАСОВА.

Фото Инны ИЩУК.