Номер 46 (991), 27.11.2009

ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ "МОЛОДОСТИ"

Я использовала в названии статьи подзаголовок книги профессора Оксаны Мусиенко "УКРАИНСКОЕ КИНО, тексты и контексты", презентация которой состоялась на прошедшем кинофестивале "МОЛОДОСТЬ". В своей книге автор представляет украинский кинематограф в контексте времени и европейского кино. МКФ "МОЛОДОСТЬ" тоже имеет свой контекст, в котором проходит конкурсный показ дебютных фильмов. Это и презентации, и киноретроспективы, и тематические внеконкурсные показы фильмов, и мастер- классы, и пресс-конференции, и дискуссии, и встречи со знаменитостями, и даже студенческие тусовки...

Кстати, о знаменитостях... Остается лишь удивляться команде Киевского международного кинофестиваля "МОЛОДОСТЬ", тому, как, несмотря на кризис, на отказ властных структур от финансовой поддержки крупнейшего в Украине и давно уже признанного во всем мире кинофестиваля, "МОЛОДОСТЬ" живет и даже набирает силу. Во всяком случае, такого числа именитых гостей, как в этом году, трудно припомнить. Катрин Денев, Евгений Чаплин (сын Чарльза Чаплина), Жан Клод Ван Дамм, Сергей Юрский, Гоша Куценко и др. И, конечно, возглавивший международное жюри французский цыган - режиссер Тони Гатлиф (четыре его фильма одесситы могли видеть в рамках фестиваля "Французская весна" два года назад). Ждали еще Чулпан Хаматову и Барбару Брыльску. Но первая не приехала, как посмеивались в фестивальных кулуарах, испугавшись эпидемии, вторая - по той же причине раньше времени уехала из Киева. Впрочем, это все шутки, даже если в них есть доля правды - у обеих актрис достаточно напряженный ритм жизни. Утешило то, что виртуальная встреча с удивительной Чулпан все же состоялась. Она сыграла одну из главных ролей в изящном, по-грузински ироничном фильме Наны Джорджадзе "Тот, кто создает радугу" (Германия, Грузия и др.). Фильм демонстрировался в рамках внеконкурсной программы, то есть был как бы тем самым вышеупомянутым контекстом.

Да, не забыть бы, что открытие фестиваля вела вместе с Андреем Халпахчи "наша девушка Джеймса Бонда" Ольга Куриленко.

Словом, список именитых гостей этого года зримое свидетельство того, что МКФ "МОЛОДОСТЬ" имеет солидный вес в мировом кинопространстве. Конечно, несколько разочаровало то, что Катрин Денев была на фестивале кем-то вроде свадебного генерала. Прилетела на открытие, получила из рук почетного президента фестиваля Виктора Ющенко "Скифского оленя" как награду за вклад в мировую кинематографию и наутро улетела в свою прекрасную Францию. Помнится, в 2003 году за своим "Оленем" прилетала другая мегазвезда - София Лорен, она, к восторгу прессы всех оттенков, на следующий после открытия фестиваля день дала чуть ли не полуторачасовую пресс-конференцию.

Еще один контекст "Молодости" - это социально- политические дискуссии и конференции. Боже сохрани, не подумайте, что они как-то связаны с предвыборными кампаниями или с другой мышиной возней в нашем правительстве. Отнюдь нет. Речь о другом.

В прошлом году большой интерес вызвала программа "Кино против тоталитаризма". В этом году совместно с представителями Совета Европы в Украине и организации Международная амнистия была проведена панельная дискуссия "Кино за права человека" и показаны три отмеченных призами Совета Европы фильма. И еще в одной конференции принимали участие представители Совета Европы, в частности, представитель Генерального секретаря СЕ в Украине г-н Аке Петерсон. Тема конференции - "Кино: открытые границы". Главный акцент в разговоре был направлен на совместное производство фильмов, то есть на копродукцию (именно копродукция, по мнению многих, сегодня может вывести украинскую кинематографию на должный уровень).

Третий социальный аспект программы, проводимой в рамках МКФ "МОЛОДОСТЬ", - это "Заробiтчани у кiно". Этой теме тоже был посвящен ряд фильмов как конкурсной, так и внеконкурсной программ. В частности, о людях, стремящихся выехать на заработки в чужую страну, рассказывает забавная комедия Уберто Пазолини "Мачан - вымечтанная игра" (Италия, Германия, Шри-Ланка), входящая в программу полнометражных конкурсных фильмов.

Основную массу фестивальной публики интересует, конечно, такой контекст фестиваля, как внеконкурсная программа фильмов - в этом году их было меньше, чем обычно, но все же количество их достигало внушительной цифры - почти 200 картин. Попробуй все посмотреть!!! Лично мне, просмотревшей все 54 конкурсные ленты (из них 13 полнометражных), удалось "прихватить" не более 10-11 внеконкурсных. Расскажу о некоторых. Тем более, что значительную часть этих картин украинские зрители увидят на экране.

Продвинутым любителям кино, а также острых ощущений как подарок от команды фестиваля был предложен фильм Ларса фон Триера "Антихрист". (Вспоминая ощущения от просмотра этой картины, так и тянет написать: Ларса фон Триллера).

Французский фильм "День юбок" (в России он шел под названием "Последний урок"). Режиссер Жан-Поль Лилиенфельд. В главной роли "повзрослевшая", пополневшая, но все равно несравненная Изабель Аджани. Она играет учительницу в школе для трудных детей из "цветных" окраин Парижа. Играет так, что, будь фильм конкурсным, премия за лучшую женскую роль была бы ей обеспечена.

Американская трагикомедия "Замороженные души" режиссера Софи Бартез. В главной роли Пол Джаматти (вспомните фильм "Иллюзионист"). Он играет актера... Пола Джаматти, которому его душа мешает сыграть чеховского дядю Ваню. Он отдает свою душу на временное хранение в криобанк душ и берет "напрокат" душу русской поэтессы. В остроумном, забавном фильме - огромный психологический и нравственный подтекст. Героиню играет Дина Корзун. В картине, где часть действия происходит в Петербурге, снялись и другие русские актеры.

Огромное впечатление произвел фильм Алексея Мизгирева "Бубен барабан" (призер кинофестиваля в Локарно). В главной роли - Наталья Негода ("Маленькая Вера"), этой работой напомнившая, что она глубокая, талантливая актриса.

Вообще "русский кинодесант" (как назвали это явление журналисты) порадовал.

Фильм Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину" посвящен Иосифу Бродскому. Это удивительная лента, в которой на фоне туманного зимнего Петербурга возникают то реальные, то ирреальные картины из послевоенного детства и взрослой жизни Бродского. Где не отличить хроникальные кадры от игровых, где детские рисунки Иосифа переходят в кинофантасмагории... Родителей Бродского играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Ну что тут можно добавить.

Год назад в беседе с Алексеем Германом-младшим им был упомянут готовящийся киноальманах. Пять новелл Алексея Германа-младшего, Ивана Вырыпаева, Бориса Хлебникова, Кирилла Серебрянникова и Петра Буслова составили продюсерский проект "Короткое замыкание", еще раз наглядно показавший, что независимое авторское кино России, действительно, существует.

Ажиотаж вокруг этого сборника повторился при демонстрации фильма Ивана Вырыпаева "Кислород". Тема "любовь - это кислород, без которого невозможна жизнь" - вызвала в памяти другой фильм Вырыпаева "Эйфория" (призер "МОЛОДОСТИ" 2006 года).

Неплохое впечатление оставила картина Бориса Хлебникова "Сумасшедшая помощь".

Работы Павла Лунгина "Царь" и Александра Прошкина "Чудо", думается, в рекомендациях не нуждаются.

Перейду ненадолго от внеконкурсной программы к конкурсной, чтобы назвать еще один российский фильм, заслуживающий внимания, но никак не отмеченный ни одним из жюри, несмотря на большой интерес к нему публики и прессы.

Это картина Павла Бардина "Россия 88". Сюжет фильма напоминает знаменитую "Вестсайдскую историю". И хотя он вымышленный, в его основе лежат факты сегодняшней российской действительности, где бесчинствуют банды скинхедов. Павел Бардин долго изучал программы и психологию разных групп скинхедов. (Цифра 8 - это положение буквы h в латинском алфавите. 88, или НН - соответствует приветствию "Хайль Гитлер").

В первых числах ноября в Москве состоялся суд над группой скинхедов, на совести которых уже не одна жизнь. Правда, слово "совесть" здесь не совсем уместно, поскольку бандиты не выразили ни малейшего раскаяния, в отличие от героя фильма Бардина, покончившего собой (его играет совершенно неузнаваемый в этой роли Петр Федоров). Кстати, в ТВ-передаче об упомянутом суде над скинхедами говорилось о том, что и в Украине не лучшее положение с неонацистами.

Фильм Бардина в России практически не идет. В двух кинотеатрах Москвы была сделана попытка показать картину, был даже, на всякий случай, приглашен ОМОН. Но больше одного сеанса фильм не демонстрировался. Хотя все прошло относительно спокойно, но директора кинотеатров не рискнули повторить опыт, В Украине прокат фильма ожидается в декабре.

Но вернусь к внеконкурсной программе. Два фильма в ней стоят особняком. Это так называемые фильмы открытия и закрытия фестиваля.

Имена режиссеров, представивших свои новые работы на церемонию открытия и закрытия фестиваля, говорят сами за себя.

Известный французский режиссер Ян Коунен представил на открытие фестиваля свой последний (13-й по счету) фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский". В главной роли - блистательная Анна Муглали, создавшая образ отнюдь уже не юной Коко, в корне отличающийся от образа, созданного Одри Тату, сыгравшей молодую Коко Шанель. (Как видите, личность Коко привлекла уже не одного режиссера, на эту тему есть даже японская лента). Фильм яркий, красочный, зрелищный (в чем убедятся наши кинозрители - фильм куплен для проката), хотя, с моей точки зрения, историю жизни таких новаторов, как Шанель в моде, Стравинский в музыке, Нижинский в хореографии, стоило бы рассказать не в такой традиционной манере, восходящей к кинематографу середины ХХ века.

Собственно, в завершающем фестиваль фильме Флориана Галленбергера "Джон Рабе" (Германия, Франция) тоже не бросались в глаза какие-то свежие кинематографические идеи, но здесь в них и не ощущалось нужды. Это фильм на выстраданную тему, он, практически, полностью биографический. Картина посвящена одному забытому герою - немецкому инженеру Джону Рабе и его подвижнической деятельности в оккупированном японцами Нанкине (факты о нанкинской резне пытаются умалчивать и по сей день). И этот фильм, художественные достоинства которого, в том числе актерские работы, не оставляют сомнений, тоже будет в прокате в Украине.

Своеобразный контекст составила Панорама украинского кино 2008-2009, в которую вошли как конкурсные, так и внеконкурсные фильмы. Но разговор на эту тему слишком серьезен. Его следует выделить в отдельную публикацию.

Нынешний фестиваль, как было сказано в начале статьи - предъюбилейный. Что ждет МКФ "МОЛОДОСТЬ" в будущем году? Этот вопрос я задала отцу-создателю "МОЛОДОСТИ", его многолетнему генеральному директору, а ныне арт-директору Андрею Халпахчи. Привожу его ответ:

- Мы давно начали подготовку юбилейного фестиваля. Уже подбираем программы. Уже договариваемся с будущими гостями. Мы хотим показать ретроспективу наиболее значительных фильмов - лауреатов прошлых лет. По возможности пригласить тех, чей успешный дебют на кинофестивале "МОЛОДОСТЬ" стал началом блестящей карьеры. Это Бруно Дюпон, который дебютировал на "Молодости" фильмом "Жизнь Иисуса", это Нана Джорджадзе, Эльдар Шенгелая, Абдрашитов, Ираклий Квирикидзе (его дебютом была лента "Пловец")... К сожалению, уже ушел из жизни Иван Миколайчук - один из первых наших лауреатов. Он дебютировал картиной "Вавилон-ХХ".

Вы правы, с "МОЛОДОСТИ" начинался и путь Франсуа Озона, но Озон никогда никуда не ездит. Он и на "МОЛОДОСТЬ" не приезжал, лишь прислал свою картину.

Еще мы задумали снять документальный фильм о кинофестивале "МОЛОДОСТЬ". Работы много. Я надеюсь, что юбилейный фестиваль пройдет успешно. Безусловно, приходится рассчитывать на спонсорскую помощь. В этом году неоценимую помощь нам оказал арт-отель "Баккара", предоставив возможность расселения гостей фестиваля в отеле и проведения там ряда мероприятий. Идея создания арт-отеля вообще очень перспективна для всех видов искусств. Мы надеемся и в дальнейшем успешно сотрудничать с руководством отеля и с другими нашими спонсорами.

Конечно, вы правы, политическая ситуация на сегодняшний день не может не волновать. Но тут нужно думать не о судьбе фестиваля, а о судьбе страны, о судьбе наших детей и внуков...

Елена КОЛТУНОВА.

На фото автора:
Катрин Денев,
Павел Бардин,
Петр Федоров.