Номер 18 (963), 15.05.2009

О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ БРАТ?

Сложно бывает узнать мысли и чаяния даже близкого человека. Что уж говорить о далеких людях, далеких не только духовно, но и территориально, говорящих на чужом, непонятном языке, имеющих отличные от нас манеры и даже, порой, внешность. Недаром в русском языке кроме слова иностранец есть и более жесткая форма - ЧУЖЕСТРАНЕЦ, значит ЧУЖОЙ.

Однако люди - везде люди. Лучше всего понять это помогает кино. Не книги, не театр, а именно КИНО. И не только потому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, или... прочитать. Просто кино позволяет подсмотреть мелочи жизни, быта, которые сближают людей на громадной коммунальной кухне, которой, по-сути, является весь земной шар. И оказывается, что, по большому счету, ЧУЖИХ людей, ЧУЖОЙ радости и горя не бывает. Главное - быть толерантным к нашим соседям в этом мире.

В плане толерантности нельзя переоценить тех фестивалей фильмов разных стран, которые проходят в кинотеатре "Маски", где работает кино-клуб "U-cinema", которым руководит Ян Юсим. На этот раз фестиваль французских фильмов проходил в рамках VI фестиваля "Французская весна", цель которого - сблизить наши народы. Допремьерный показ пяти французских фильмов открыл Посол Франции в Украине г-н Жак Фор

А для воспитания в себе толерантности попробуем понять, о чем думают, что волнует героев пяти фильмов, показанных на фестивале "Французская весна".

Начну с фильма "БАЛ АКТРИС" (реж. Майвенн Ле Беско). Начну с него, чтобы не получилось, "начали за здравие, кончили за упокой". Калейдоскоп из жизни четырех известных, или уже забытых актрис, снятый героиней картины с их разрешения или без оного, мне показался скучным, неинтересным, сумбурным, хотя в фильме играют звезды французского кино. Но с точки зрения узнавания персонажей, картина вполне вписывается в высказанную мною в начале концепцию. Зритель убеждается, что артистический мир везде одинаков. Достаточно вспомнить ряд наших фильмов, хотя бы картину Леонида Филатова "Сукины дети" или знаменитый фильм "Театр" по роману Сомерсета Моэма.

Нельзя не признать, что кино (если это хорошее кино) - это призма, которая преломляет в себе разные стороны жизни. В фильме Реми Безансона "ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОЕЙ ОСТАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ" на основной план выходит французская (и общечеловеческая) идея о ценности и неразрывности семейных уз. И неважно, что в какой-то момент возникает проблема отцов и детей. И той, и другой стороне ею надо переболеть, как корью. В конце концов появляются и понимание, и сближение. Младшие - перерастают. Старшие - становятся терпимее.

Интересно, что какие-то подробности французской жизни, сближающие нас, можно найти даже в таком сложном фильме, как лента Филиппа Гарреля "НА КРАЮ РАССВЕТА", где есть страсть, нежность, предательство и смерть; где есть загадка общения с потусторонним миром, контактерами с которым являются совесть, чувство вины.

Совсем другой стороной поворачивается к нам французская жизнь в прелестной комедии Ж.-П. Бенесса и А. Модуи "ПЛОХАЯ". Другой слой общества, другие бытовые подробности, другие, но тоже узнаваемые характеры. И главная мысль, такая близкая и понятная нам, - добро побеждает зло, даже если они в одном флаконе, то есть в одном человеке. Если быть точными, то эту афористическую фразу следует в контексте фильма переформулировать так: "зло бессильно перед добром, добротой". Добрая, некрасивая девушка Мелан, пытается мстить за обиды, пытается стать стервозной злюкой, но ей это не удается. В конце концов жизнь вознаграждает ее, и она находит своего принца (правда, черного).

Наибольшее впечатление оставил криминальный триллер Фреда Кавайе "РАДИ НЕЕ" с удивительным актером Венсаном Линдоном в главной роли. Французская судебная машина дает сбой, и в тюрьму на 20 лет за убийство, которого она не совершала, попадает молодая женщина. Все улики против нее. В ее невиновность верит только муж, оставшийся с маленьким ребенком на руках. Отчаявшись доказать невиновность любимой жены, муж решается организовать своими силами ее побег из тюрьмы. Сюжет, можно сказать, американский. Но столько такта и вкуса у режиссера, что он ни в одном эпизоде не опускается до голливудских штампов.

Да, фильм французский, и герой говорит по-французски, и внешность у него типичного француза, но любит Жюльен и тоскует так же, как любил бы и тосковал наш герой.

Да, собственно, никто в зале и не думает, напряженно следя за фильмом, кто это на экране - француз или наш соотечественник. Зал просто сопереживает, потому что кино сблизило нас, сделало нас друг другу понятными, несмотря на разный язык, на разные манеры и разделяющие нас границы.

ОНИ СОВСЕМ ТАКИЕ ЖЕ, КАК МЫ. Вот формула толерантности, которую несут фестивали фильмов разных стран.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадры из фильмов
"Плохая" и
"Ради неё".