Номер 7 (952), 27.02.2009

ТОЛЬКО БЛИСТАТЬ!

Символично, что актриса Театра музкомедии Лариса Борисенко отмечает личный праздник 27 марта в Международный День театра.

- В театр я попала в 17 лет, - рассказывает актриса. - Обучаясь в музучилище, узнала о наборе в хор музкомедии. Меня прослушали, и сразу взяли на работу. От радости, что приняли в театр, я буквально ворвалась в кабинет, чтобы подписать заявление.

Уже тогда на сцене я придумывала различные импровизации. Меня так и прозвали "смешная девчонка". Я была словно вихрь. За все бралась и очень хотела получить хоть какую-нибудь роль. И вот как-то опытный артист Алоин решил подшутить надо мной.

- Девочка, вы сильно хотите играть роль? - спросил он.

На что я только закивала головой.

- В третьем акте, - продолжил Алоин (речь шла о спектакле "Принцесса цирка"), - как только опустится лошадь, вы должны вскочить на нее и громко закричать "Ура!" Сможете?

- На парадах кричала, - с замиранием сердца сказала я, получая свою долгожданную первую роль.

И вот кручусь я за кулисами, жду, когда лошадь опустится. Уже хор отпел, а лошадь все не опускается. Актеры надо мной подшучивают, смеются. Тогда я и поняла, какую шутку со мной сыграли. Какая это была трагедия!

А вскоре я получила роль в спектакле "На рассвете", где мы играли эмигрантов, на которых нападают бандиты. Мы должны были изобразить испуг и убежать. Я долго проигрывала эту роль, представляя, как бы эффектнее сыграть. И решила упасть в обморок. Обморок я изобразила. Все убежали, а я осталась на сцене. Водяной, увидев меня, возмутился: "Что это такое? Уберите это бревно". Под аплодисменты зала меня унесли. Правда, Водяной мне потом сказал:

- Лоркин, я тоже хороший хохмач, но больше этого не делай.

Потом была учеба в Киеве и работа в столичной оперетте. Моей дипломной работой стала роль Миледи в спектакле "Три мушкетера". В 1978 году состоялся мой дебют в спектакле "Принцесса цирка", где я сыграла Мари Лятуш. И начался отсчет спектаклей, премьер, постановок.

Я всегда учила роли, которые мне нравились. И даже если меня не ставили на ту роль, которую хотела, я всегда была готова ее играть. На замене - тут как тут. Так, в спектакле "Любовь Яровая" я мечтала сыграть Панову, а мне дали роль Дуньки. Но я выучила обе роли и все равно сыграла Панову. А в спектакле "Левша" я играла сразу четыре роли. Предпочитала характерные роли. Пусть маленькая, но яркая, запоминающаяся зрителю.

Было много и веселых историй. Однажды заболела актриса. Меня попросила ее заменить в пьесе "Мисс Олрайт" перед самым спектаклем. В первом акте все прошло гладко. Я ходила с книжкой и читала вложенный в нее текст. Но вот во втором акте у нее был длинный монолог. И с книжкой уже ходить было неприлично. Ну, думаю, выкручусь. А принцем, который к ней сватался, был парень из хора. Вышел он, худой, в розовых лосинах с кружевами. Смех меня так и разобрал. А я же Несмеяна. Вот говорю ему:

- Встать с колен, срыцарь.

Тут зал просто рухнул. К парню потом это прозвище так и прицепилось - срыцарь.

Был еще случай, когда в "Бременских музыкантах" атаманшу играла. Говорю:

- Ну, братцы, разбойнички! - поворачиваюсь, а только один актер стоит. Тут меня на импровизацию потянуло. - В чем дело, почему один? Остальные что, в Чечне?

В Киеве такие импровизации любили. А в Одессе нет.

Одесский театр для меня начался с роли Мирабелы в спектакле "Цыганский барон". Потом была Сэлия в спектакле "Трехгрошовая любовь", тут мне помог народный артист Владимир Фролов. Сам постановщик Эдуард Митницкий сказал: "Молодец". Это было для меня высшей похвалой. Потом были и другие спектакли. Чтобы найти индивидуальность, надо потратить многие годы, обдирая себя, как луковицу, слой за слоем, пока не доберешься до сущности. Но твоя сущность отлична от образов, которые ты играешь. Все мои героини - разные. Я проживаю их жизнь, стремлюсь наиболее точно выразить их на сцене.

Лариса Борисенко - актриса именно музкомедии, где драма соседствует с шуткой, комедия не перестает смешить и удивлять. Будь-то строгая Куку или важная княгиня, Мурышкина или Пыльнова, везде актриса найдет свой ход и представит героиню по-новому.

- В этом и есть актерское мастерство, которому посвящена вся жизнь, - говорит Лариса Борисенко. - И если играть на сцене до конца, то только блистать!

Инна ИЩУК.