Номер 36 (932), 26.09.2008

ГРАЖДАНИН ОДЕССЫ

Несколько лет назад на проспекте Шевченко у входа в парк Победы появился памятник, созданный одесским скульптором Алексеем Коньевым. Чтобы разобраться в необычной композиции, символике памятника, надо его обойти, внимательно приглядеться. К тому же далеко не все знают о человеке, которому памятник посвящен...

Джевецкий Степан (Стефан) Карлович (1843-1938), русский инженер, изобретатель подводных лодок, происходил из древнего польского рода, владевшего огромными поместьями в Волынской губернии. Семья переехала и поселилась в Одессе. Родители обзавелись добротным домом и участком земли на Малом Фонтане, спускавшемся к самому морю.

Сына Стефана воспитывало множество домашних учителей. Но для получения степени бакалавра, чтобы затем учиться в парижском университете, требовалось окончить лицей. В самом лучшем лицее города он сразу стал первым учеником. Однако степень бакалавра не присвоили, хотя принимавшие экзамены приглашенные университетские профессора поставили Стефану высшие оценки по всем предметам. Напротив, директор лицея вместо торжественного вручения аттестата потребовал у вызванного отца немедленно забрать сына из учебного заведения. Причина - Стефан ничего не делал целый год и стал первым благодаря выдающейся одаренности. Другие, не одаренные, станут ему подражать, и к черту тогда вся система образования.

Вместо университета Стефан вынужден был поступить в Центральное инженерное училище. И не прогадал. Здесь он сдружился с будущим автором знаменитой Эйфелевой башни - Гюставом Эйфелем. А сконструированные Стефаном приборы на Всемирной выставке 1873 года в Вене заняли целый стенд. Там на него обратил внимание великий князь Константин Николаевич - генерал-адмирал российского флота. Он и пригласил на российскую службу.

С началом русско-турецкой войны в 1877 году рядовой Черноморского флота Стефан Джевецкий участвует в знаменитом бою парохода РОПИТа "Веста", переоборудованного под военный корабль, с турецким броненосцем "Фехти-Булленд". Русский пароход принудил противника отступить, но при этом потерял половину экипажа. И вдруг обгоревший, в копоти и крови, солдатик, пока ему бинтовали руку, рассуждает, что бой можно было выиграть за несколько минут и без потерь...

Предложенный польским волонтером проект потаенного судна для постановки мин под вражеские корабли военспецы признали оригинальным и... фантастическим. Тогда изобретатель принимает решение строить лодку самостоятельно на одесском заводе Бланшара...

13 ноября 1879 года пирс военной гавани в Одессе заполнили высокие чины в черной морской форме. Присутствовали командующий Черноморским флотом адмирал Аракс, военные эксперты из Петербурга и Севастополя.

Железное плавсредство, напоминающее одновременно рыбу и перевернутое килем вверх шлюпку, отвалило от пирса. В стеклянном колпаке просматривалась голова в шлеме с очками, рука в выставленном наружу резиновом рукаве помахала собравшимся и, оставляя пенный шлейф, странное судно скрылось в глубине. Все в ожидании прильнули к биноклям, направленным на стоящую на рейде старую баржу. Яркая вспышка, и, завалившись на борт, баржа ушла под воду, до берега докатился звук взрыва...

В 1879 году по чертежам Джевецкого были построены и испытаны две подводные лодки, рассчитанные на одного и четырех человек. Они имели малую глубину погружения и незначительную скорость, поскольку приводились в движение мускульными усилиями ног через педальный привод, соединенный с винтом. На четырехместной подводной лодке (водоизмещение 6 тонн, подводная скорость 3 узла, длина 5,8 метра) предусматривалось использование выдвижной трубы с системой линз, игравшей роль перископа. Балластная цистерна в нижней части корпуса заполнялась самотеком, при всплытии ее продували сжатым воздухом. Экипаж должен был под водой подвести под днище неприятельского корабля две мины и, отойдя на безопасное расстояние, взорвать их электрическим запалом. После успешных испытаний в присутствии Александра III Морское министерство заказало для русского флота 50 четырехместных подводных лодок, однако боевого применения они не имели. В 1880 году Джевецкий представил проект первой в мире подводной лодки с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. В начале 1890 года Джевецкий предложил ряд усовершенствованных проектов подводной лодки с механическим двигателем. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 тонн, имеющей экипаж 12 человек и паровую машину (разработан Джевецким вместе с А. Н. Крыловым), на Международном конкурсе в Париже в 1898 году была присуждена первая премия. Степан Карлович является автором ряда проектов вооружения для подводных лодок. В 1897 году он изобрел подводный минный аппарат (беструбный торпедный аппарат для подводных лодок), значительно отличавшийся от ранее существовавших. В 1907 году по проекту Джевецкого была построена подводная лодка "Почтовый" с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. На двух своих лодках С. К. Джевецкий установил электродвигатели, источником электроэнергии для которых служили аккумуляторные батареи. Это были первые в мире лодки с электродвигателем.

На лодках конструкции Джевецкого впервые была осуществлена регенерация воздуха. Особый воздушный насос, приводимый в движение от гребного винта, прогонял воздух через раствор едкого натра - таким образом воздух очищался от углекислоты. К очищенному воздуху через определенные промежутки времени добавляли кислород из баллона.

Известен также Джевецкий как конструктор воздушных винтов. Он один из руководителей воздухоплавательного отдела Русского технического общества. В 1892 году С. К. Джевецкий разработал теорию расчета воздушного винта. В том же году он эмигрировал во Францию, где, в основном, занимался коммерческой деятельностью. Всю жизнь носил на своем штатском сюртуке солдатский Георгиевский крест, которым был награжден за участие в морском бою. До конца своей долгой жизни (он прожил 95 лет) Джевецкий поддерживал связь с родиной и называл себя "гражданином Одессы".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.