Номер 46 (842), 24.11.2006

ВИВАТ, САКСОФОН!

В этом году исполнилось 160 лет со времени изобретения саксофона Адольфом Саксом

Одесса и джаз – понятия, связанные неразрывно со времён Леонида Утёсова до наших "джаз-карнавальных" дней, когда весь город становится площадкой для всевозможных оркестров, диксилендов, джаз-бэндов и прочих форм выражения музыкального темперамента. Разнообразие инструментов в этих "составах", как называют их сами музыканты, порою просто фантастично: от шумовых, духовых, струнных и ударных до электронных и компьютерных. Более того, сегодня играют и импровизируют на всём, что звучит или стучит. Но, пожалуй, нет ни одного джазового оркестра или ансамбля, в котором не красовался бы своими изгибами формы и звука "король джаза" – саксофон. Этот инструмент стал не только эмблемой "Джаз-карнавала" в Одессе, но и символом джаза во всём мире.

Но всегда ли было так? Давайте перенесёмся в Х1Х век, в бельгийский городок Динан, где родился, жил и придумал свои гениальные изобретения музыкант, дирижёр и изобретатель Адольф Сакс. Достаточно назвать хотя бы созданные им саксгорны – семейство духовых инструментов, которые носят имя своего изобретателя. Но самым известным творением великого мастера стал саксофон.

"Доджазовая" история саксофона составляет более полувека. Она непроста и драматична. Саксофон не признавали, ругали, но благодаря великим композиторам Г. Берлиозу, К. Сен-Сансу, Ж. Бизе, М. Равелю он завоевал сначала Францию, а потом и весь музыкальный мир. Русские композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, С. Прокофьев также посвятили саксофону вдохновенные страницы своего творчества.

Особая судьба у саксофона сложилась в нашей стране в период с 1920-х по 1960-е годы. "Музыка толстых", "буржуазный инструмент", "от саксофона до ножа один шаг" и другие обидные ярлыки не расходились с угрозами "разогнуть" раздражитель социалистического спокойствия, что иногда понималось и в самом прямом смысле. И только в 1970 году благодаря выдающемуся музыканту и педагогу Маргарите Шапошниковой негласный запрет на саксофон был снят. В программах учебных заведений страны появился "новый" инструмент.

История саксофона в нашем городе связана с такими именами, как В. Васкевич, М. Крупей, И. Знатоков, О. Субботин, С. Матвиенко, Р. Цыбульский, А. Прозоров, этот список можно продолжать. Сейчас эти традиции продолжает выпускница Одесской школы имени Столярского и Российской академии музыки имени Гнесиных Анна Степанова. Насыщенную концертную деятельность она сочетает с ассистентурой – стажировкой у народной артистки России, профессора Маргариты Шапошниковой. В свои 22 года Анна успешно выступала на многих знаменитых площадках, даже в концертном зале имени Чайковского в Москве, где играла в сопровождении оркестра имени Ю. Силантьева, а также с Вивальди-оркестром под руководством Светланы Безродной. В зале Киевской филармонии, где проходило награждение лауреатов международного конкурса саксофонистов "Сельмер-Париж в Украине", тоже звучал её саксофон в сопровождении симфонического оркестра. В органном зале Кишинёва дебютировал концертный дуэт в составе лауреата международных конкурсов Анны Степановой и дипломанта международных конкурсов пианистки Марианны Лакарен с программой в двух отделениях. Одесская филармония и камерный оркестр Игоря Шаврука ежегодно готовят совместные проекты с Анной Степановой. Пожалуй, самым событийным был проект с участием "мамы российского саксофона" Маргариты Шапошниковой и вручением инструмента – того самого, который был завоёван Анной на конкурсе "Сельмер-Париж в Украине".

Как видно, никому саксофон "не разогнуть"!

Андрей ТИШКОВ.

На фото: Анна Степанова.