Номер 35 (831), 08.09.2006

УЧИТЕЛЬ, НАЧИНАЙ С СЕБЯ

На ежегодной учительской конференции традиционно речь шла не столько о достижениях, сколько о проблемах.

Начальник городского управления образования Наталья Савельева полагает, что практически все учебные заведения Одессы готовы к новому учебному году. И это при том, что расходы по закупке учебников, методических пособий, средств дезинфекции и ремонт реально поступает всего 1 % средств, отпущенных на образование. В два раза подорожало школьное питание, и хотя расходы на питание детей из городского бюджета увеличены, но это не смогло улучшить ситуацию. С другой стороны, впервые за много лет в бюджете города на 2006 год были предусмотрены средства на обеспечение питания в сиротских учреждениях на уровне действующих нормативов – 18-20 гривен в день.

Уровень зарплаты учителей за последние два года возрос на 80 %, и в школах почти нет вакансий. Но качество работы учителей лучшим не стало. Особенно тревожит здоровье детей. По данным Фонда здоровья матери и ребенка среди первоклассников полностью здоровы лишь 6-7 %. Уже в первые годы обучения в два с половиной раза увеличивается число ребят с хроническими заболеваниями, которые развиваются из-за неправильно установленной или просто неподходящей мебели, перегруженности классов, плохой психологической обстановке в коллективе. В институте имени Филатова в течение трех лет работала программа "Здоровый ребенок – будущее Украины", по данным которой зрение у многих малышей ухудшается уже к концу первого класса.

Заместитель городского головы Татьяна Фидирко отметила, что Одесса занимает одно из первых мест по беспризорности. Поэтому продолжает действовать программа "Чужих детей не бывает", на которую выделено из госбюджета 15 млн грн.

Была затронута и тема выпускных вечеров. Н. Савельева высказалась резко: "В первую очередь нужно думать о благе ребенка, о том, как бы он хотел провести этот вечер, а не его родители. Ведь зачастую именно родители лоббируют интересы того или иного ночного клуба или кафе. Для учителей же выпускные – это только лишние переживания! Ведь они, а особенно директор школы, несут большую ответственность за ребят".

Учителя согласны с тем, что следует переходить от банальной передаче знаний к "обучению жить". Но для этого учитель не должен быть ремесленником; необходима серьезная работа над собой. А это, пожалуй, потруднее, чем учить других.

Анна НИКОЛАЕВА.