Номер 03 (748), 28.01.2005

МНЕНИЕ

ОЧЕРЕДНАЯ ТРЕНИРОВКА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

В конце прошедшей недели мне попала в руки распечатка пресс-релиза Управления информации нашего родного Одесского горисполкома, которая заставила меня вспомнить, извините за выражение, из какого места адреналин выделяется. Первые две фразы были еще ничего, но третья!.. Почти как у В. Суворова "Вторую мировую войну начал Сталин". Сразу в лоб, и дух: захватывает. Сначала плавный ввод в тему: "В Одессе вводится безналичный расчет за проезд в городском электротранспорте". Еще ничего. Дальше нам уточняют: "С 1 февраля 2005 года в Одессе начинается реализация программы "Городская карта". А дальше – держитесь за стулья. "Проект был разработан для решения задач совершенствования городской инфраструктуры в интересах города и предприятий, предоставляющих услуги населению". Точка. Перечитываю снова. Так и есть, общее место – "в интересах города и (вот оно, главное!) предприятий, предоставляющих услуги населению".

Напрасно ищу хоть слово о том, что интересы самого населения не забыты. Напрасно. Об интересах населения ничего не сказано. Ладно, в конце концов в Управлении информации не Гиляровские сидят, не Чеховы. Обмолвились, бывает. Читаю дальше, а перед глазами плывут картины восьмидесятых годов, когда я, студент художественного училища, еду в трамвае на занятия. Час пик, вагоны переполнены, а у меня за спиной на ремне этюдник в аршин, в левой руке набитый портфель, правой прижимаю к себе планшет с рисунком, тоже аршинный, или подрамник со свежемалеванным холстом. Сколько пассажирских проклятий я услышал, оберегая их (пассажиров) от травм и увечий! И ведь главная беда была даже не в моем или чьем-то еще багаже. Головная и прочая боль заключалась в необходимости протиснуться к компостеру, не выронив груза из рук, достать талончик и прокомпостировать его. Передавать талончик не рекомендовалось: пассажиры угрюмо делали вид, что не слышат просьб "передать талончик на компостер", а если и брали, то не всегда удавалось получить его обратно. Любой одессит, кто ездил в часы пик в трамваях-троллейбусах, помнит, что, кроме неизбежной проблемы зайти в вагон и выйти, надо было решать - пробивать талон или ехать зайцем, ожидая неумолимого контролера.

Теперь нам предлагают снова заняться этой акробатикой, только уже с карточками и электронными компостерами. Вместо того, чтобы войти в вагон и скорее найти место, где можно держаться и удобно потом выходить, старики и старушки будут ползти к компостерам, колотя своими сумками и кульками багаж и коленки других пассажиров, падая, роняя из рук карточки и разбивая носы и очки в тщетной попытке прочитать правила пользования компостером. Кстати, половина правил на нем написана белым шрифтом на зеленом поле, и это еще доступно для чтения пассажиру с отличным (вроде моего) зрением. Правая же часть на том же зеленом фоне – чернобуквенная. Ее мне не удалось прочесть ни разу. Вопрос же больше волнует не тот, где говорится, что делать, если карточка или компостер неисправный, а другой, более назойливый. Кому это все надо? Ответ смотри выше. Уточню, что КП "Одесгорэлектротранс" является оператором услуг проекта (мы сейчас платим за проезд, а кто будет платить за "услуги проекта"?), Морской транспортный банк осуществляет расчетные операции (не бесплатно же!), ЧП "Пресс-служба Одессы" займется продажей карт и разовых талонов, электронной инкассацией терминалов продаж, перезаписью карт, приемом от потребителя заявлений(!) о неработающих(?) картах и передачей для анализа в расчетный центр. А вот и главный бенефициант – ООО "Телекарт-Прибор", разработчик и изготовитель составных частей проекта в целом, также за ним организация и эксплуатация городского расчетного центра. Так что никакая в документе не оговорка, а самая настоящая проговорка, я бы сказал – проболтка! И еще. Выдача "социальной карточки одессита" будет производиться четыре месяца, с 1 февраля по 1 июня, в одиннадцати пунктах порайонно. И не сомневаюсь, что очереди и прочие радости, связанные с ними, гарантированы. Опять загоняем наших ветеранов и инвалидов в очереди, никак не даём им расстаться с худшими проявлениями советского образа жизни. Радуйтесь, кардиологические клиники и травмопункты! Работы и вам прибавится.

Нас уверяют, что "данное нововведение создаст в городе современную информационно-расчетную систему, соответствующую мировым стандартам надежности и качества обслуживания потребителя". Позволю себе заметить, что нигде на Западе горэлектротранспорт, во-первых, не несет на себе и десятой доли той нагрузки по перевозке пассажиров, как у нас, и везде является убыточным, существуя за счет муниципальных бюджетов, которые поддерживают этот вид транспорта (в основном – трамваи) ради сохранения традиций и привлечения туристов. В общем, хотели шагнуть в Европу, а шагнули в "как обычно".

Как было просто! Достал пенсионное и льготное удостоверение, и контролер не требует покупать билет. Зачем же по-прежнему бесплатную езду обставлять такими сложностями? Видно, лавры железнодорожников не дают покоя. Раньше садился пенсионер в электричку и ехал бесплатно. Теперь стоит в очереди в кассу за бесплатным билетом, опаздывая сам и отнимая время у тех, кто берет билет за деньги, зля и пассажиров, и кассиров, и все равно едет бесплатно! Теперь похожая история затевается и в трамваях-троллейбусах.

Остается добавить, что "на следующих этапах планируется внедрить предлагаемую форму оплаты за проезд в городских автобусах, маршрутных такси и за услуги парковки транспорта".

Счастливого пути!

А. ПОЛТЕВ.