Номер 45 (738), 12.11.2004

ТЕАТР!.. ТЕАТР!.. ТЕАТР!..

(Продолжение. Начало в №№ 42-44.)

И СНОВА СОБЫТИЕ!

На этот раз событием стали двухдневные гастроли театра "Ленком". Увидеть "живьем" Инну Чурикову, Олега Янковского, Александра Збруева!.. Судя по ценам, джаз как искусство толстых, в смысле богатых, уступил место многим гастролерам. Однако в театре был аншлаг.

Игра Инны Чуриковой, ее мимика, ее интонации, тончайшая нюансировка... Высший пилотаж! Других слов и не подобрать. Очень мягок, органичен, сценически обаятелен Александр Збруев. Несколько разочаровал Олег Янковский. Не было в нем той изюминки, той неповторимой индивидуальности, которая присуща актеру в его киноролях. Очаровала зрителей народная артистка РФ Маргарита Струнова, ярко сыгравшая небольшую роль в спектакле.

Может быть, и не стоило акцентировать внимание на этом событии (хотя бы, чтоб не дразнить тех, кто не смог попасть на спектакль), но хочу остановиться на выбранной москвичами пьесе. Комедия И. Жамиака "Все оплачено" очаровала зрителей. Забавный сюжет, приближающийся к мелодраме. Смешной, трогательный, добрый, оригинальный... Нет смысла его пересказывать. Но возникает вопрос, почему такие милые, в общем-то, самоигральные пьесы, не ставят наши одесские театры. Говорят, что нет хороших современных пьес. Однако гастрольные спектакли – лучше или хуже поставленные – убеждают в обратном. Недавно Александр Балуев, Мария Порошина и Александр Феклистов представили на суд одесских театралов спектакль "Великолепный мужчина" по пьесе американского драматурга Т. Дорста. И снова – блистательно сыгранные роли и прекрасная пьеса. Уже приходилось слышать вопрос: "А кто у нас сможет это сыграть?". Отвечают: "Да те же актеры, которые вынуждены примерять на себя образы давно ушедших в мир других чувств и представлений литературных героев.

Недаром такая разница между двумя премьерными спектаклями в Русском театре, где наш современник Мардань победил Стендаля не только потому, что "Лист ожиданий" ставил Йосиф Райхельгауз, но и потому, что живые эмоции современных людей вызывают живой отклик у зрителя.

В этом плане лично я (да и многие театралы) настороженно отнеслись к постановке на сцене Одесского украинского музыкально-драматичеокого театра им. В. Василько спектакля "Кураж" по пьесе Бертольда Брехта "Матушка Кураж и ее дети". Успокаивало то, что это пьеса, а не инсценировка литературного произведения, пьеса с четко выверенной драматургией. И еще обнадеживало то, что, как стало известно задолго до премьеры, состоявшейся 15 и 17 октября, постановщик спектакля народный артист Украины Игорь Равицкий готовил современную версию.

Бертольд Брехт, создавая свою пьесу-предостережение в 1938 году, накануне II Мировой войны, из цензурных соображений и желая подчеркнуть всевременность, вечность поднимаемой проблемы, написал произведение о войне, бушевавшей в Европе в ХVII веке.

Сегодня пришло время "пододвинуть" события пьесы поближе к современному зрителю. И дай Бог, чтобы не пришло время, когда действие пьесы можно будет перенести в XXI век.

Стала ли постановка "Кураж" событием в театральной жизни Одессы или нет, читатели узнают в следующем номере нашей газеты.

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.