Номер 35 (678), 12.09.2003

"КАК БРОСИТЬ ПИТЬ, ЛЮБОВЬ, СЕКС И ВСЕ ТАКОЕ..."

Недавно наш известный автор и телеведущий Анатолий Карпенко-Русый выпустил в свет сразу две книги: "Любовь, секс и все такое..." и "Как бросить пить?". Содержание книг полностью соответствует их названиям, потому лучше всего тех читателей, которых эти названия заинтересовали, отослать к первоисточнику. "Высоколобых" же интеллектуалов, которые морщатся от подобных авторских "шалостей", презрительно именуя их "низкой "бульварной" литературой, все равно не убедишь, чем мы и не пытаемся заниматься. Не читают – так не надо.

Однако сборники Анатолия Карпенко-Русого, имея несомненное и прямое отношение к т.н. литературному "мейнстриму", дают интереснейший материал и для серьезного литературоведческого и даже социологического анализа. Мы, впрочем, в такие дебри забираться не будем, однако несколько принципиальных моментов все же выделим.

Устрашающим словом "мейнстрим" на самом деле обозначают занимательные истории для т.н. среднего читателя. Или, как проще определил известный российский критик Дмитрий Бавильский, это "нормальная литература для нормальных людей". Как правило, это книги о наших днях, об обычной жизни, в которой встречатся всякое, в том числе и любовь, секс, алкоголь. Даже можно сказать, что три перечисленных "предмета" играют главную роль среди т.н. радостей жизни.

Книги А.Карпенко-Русого – в своем роде идеальный образец одесского "мейнстрима". Почему одесского, объясним дальше, а пока что продолжим мысль о такого рода литературе.

Хорошо это или плохо, но писатель сегодня перестал быть культовой фигурой, человеком, в произведениях которого люди искали ответы на все вопросы. Главная задача писателя – увлечь и развлечь. Или, как остроумно заметил критик, рассказать читателю интересную историю на сон грядущий. А.Карпенко-Русый этим и занимается. Его рассказы занятны, легко читаются, живо воспринимаются и не "грузят" читателя глубокой моралью. Это как если в компании обнаружился некий весельчак, который тешит собравшихся забавными историями. Можно разве что удивляться тому, сколько "поворотов" избитых, в общем-то, тем припасено у нашего автора. Хотя, с другой стороны, люди всегда любили, занимались сексом и пили. И будет это до тех пор, пока живо человечество. Так что в определенном смысле сочинения одесского автора вполне лежат в русле классических устремлений литературного процесса.

Что же касается выбора жанра, то он тоже до известной степени "классичен". Писать о современности, о буднях обычных людей всегда очень и очень сложно. Современность текуча, в силу того, что она не устоялась, она как бы ускользает от фиксирования, поэтому описание "простой жизни" вынуждены брать на себя "низовые" жанры. Достаточно вспомнить М.Зощенко или И.Ильфа с Е.Петровым, чтобы понять, о чем идет речь.

Тем не менее, есть особенности, выделяющие книги Анатолия Карпенко-Русого из общего потока.

Он пишет рассказы. Не повести, не романы, не эссе, а именно рассказы, точнее даже сказать, рассказики, игнорируя модное ныне понятие "иерархичности" жанров, из-за чего все стремятся сочинять романы. Автор прекрасно понимает, что лучше быть "первым парнем на деревне, чем последним в столице". И он прав, ибо лучше написать забавный рассказ, чем нудный роман.

Кроме того, о чем мы уже писали, рассказы А.Карпенко-Русого – одесские. Такие вещи могут быть сочинены только одесситом. Ибо какому же москвичу или туляку вообще придет в голову задаваться вопросом: "Как бросить пить?" Только одессит способен задаться этой проблемой и даже поискать ее "решение".

И уж совсем уникальным в писательской среде явлением представляется финальная часть сборника "Как бросить пить?", где автор предоставляет слово своим коллегам и, до некоторой степени, конкурентам – Валерию Смирнову, Борису Барскому, Олегу Губарю и др. Шаг, прямо скажем, нестандартный, но прекрасно вписывающийся в натуру человека, который уже четыре года дарит одесситам возможность гордиться собой и своим городом в телецикле "Звезда Одессы".

А что касается собственно текстов, то, как мы уже сказали, кто захочет – тот прочтет. Ибо текст, по большому счету, – это просто хорошее средство для общения с людьми. Анатолию Карпенко-Русому такое общение доставляет громадное удовольствие. Что и чувствуется в двух его новых книгах.

Елена ДАРАКОВА.