Номер 50 (743), 17.12.2004
В этом году отмечается 950 лет со дня отделения православия от западной церкви (с 1054 г.)
Среди жителей Земли миллионы приверженцев христианства. Однако в христианской религии, как и во многих других крупных религиях мира, есть ряд самостоятельных направлений. Наиболее значительные направления, или вероисповедания, в христианстве это православие, католицизм, протестантизм. В каждом из них сохраняются основные ортодоксальные положения христианской догматики. А отличаются они друг от друга трактовкой отдельных догматов, некоторыми особенностями культа.
Мы хотим рассказать о каждом из этих религиозных направлений отдельно, чтобы можно было конкретно представить, что общего лежит в их основе и в чем именно они различаются. К сожалению, это будут все же лишь самые общие сведения, потому что в короткой газетной статье невозможно полно отразить все аспекты и особенности религии, имеющей двухтысячелетнюю историю. Итак, сегодня речь пойдет о православии.
Православие одно из трех основных направлений христианства исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено, главным образом, в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Как самостоятельное учение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках. Окончательное отделение от западной церкви произошло в 1054 году.
Основой вероучения признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство.
Масонское распространение христианства в начале IV века во многом связано с проповедями Ария пресвитера александрийской церкви. Арий утверждал, что только Бог-Отец есть в строгом смысле истинный Бог, а Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Такое своеобразное единобожие, несколько упрощенный вариант вероучения, быстрее находило отклик. В IV и V веках арианами стали готы, вандалы, свевы, бургунды и другие кочевые народы. Широкое распространение арианства беспокоило византийского императора Константина и побудило его обратиться за помощью к епископам. В 325 году в городе Никее был создан первой Вселенской собор. На нем шла речь об основах православного вероучения, был принят Символ веры, в котором определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца.
Учение Ария, однако, невзирая на решение Собора, продолжало увеличивать число своих сторонников. Тогда в 381 году на втором Вселенском соборе в городе Константинополе ариане были вторично осуждены. Никейский Символ веры бил дополнен новыми догматами. Таким образом сформировались основные принципы православия как вероисповедальной системы. Это признание триединого Бога, творца и управителя Вселенной, признание загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможности для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.
В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях, или членах.
В первом члене говорится о Боге как творце мира первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором о вере в Сына Божия единородного Иисуса Христа, рожденного "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосуща Отцу..."
Третий это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии.
Четвертый член Символа веры о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры о вере в "Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима..."
В девятом об отношении к церкви.
В десятом о таинстве Крещения.
В одиннадцатом о будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене о жизни вечной.
В дальнейшем философском и теоретическом развитии Христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу избранных, предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.
Важное место в православии занимают обряды таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать.
(Окончание следует.)
Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.