Номер 47 (637), 15.11.2002

ПОД ЗНАКОМ "МОЛОДОСТИ"

(Продожение. Начало в №№ 44-46.)

Замечено, что последние годы внимание всей прогрессивной кинообщественности все более перемещается от пресыщенного кинозрелища западного мира на Ближний и Дальний Восток. Случайно или нет, но эта закономерность не миновала и киевскую "Молодость", отчетливо проявившись на примере самой насыщенной фестивальной категории – "короткометражные дебютные фильмы."

Если все западные короткометражки одна за одной словно несли на себе непосильный груз богатых традиций старых и уставших культур, то дебютные киноработы с Востока отличались свежей, динамичной и в чем-то варварской энергией, способной вдохнуть новые силы в уже вековое искусство кинематографа.

Наглядным примером стала одна из наиболее сильных по своей энергетике работ фестиваля – иранский 15-минутный фильм "Колодец" Байрама Фазли. Даже само изображение и звук, предварительно обработанные на компьютере, приобрели такую радикальность, которая западному кино и не снилась. По сюжету – посреди пустыни пожилой человек и его молодая жена роют колодец в поисках воды. И вот, в глубине колодца находят отображение самые скрытые и темные желания, исполненные надежд на внутреннюю свободу. Но когда реальность вдруг трагическим образом приближается к стремлениям персонажей, выясняется, что всем их мнимым надеждам суждено быть погребенными в глубине подсознания, словно в безжизненном колодце посреди пустыни. Образность и восточная недосказанность также выделяли из всех короткометражек корейский фильм "Гость" Вангте Лима – наглядный образец загадочной дальневосточной души. Два персонажа в ожидании чего-то (кого-то): она – на кладбище у собственного участка, он – дома за книгами. Три варианта развития событий и Смерть с косой – вот и весь фильм. Первое, что возникает после просмотра, это вопрос "О чем фильм?". Но тут же ловишь себя на мысли, что образ и изображение сделали свое дело, поэтому молчание и кристально чистый визуальный ряд говорят о смысле куда больше, чем диалоги и сюжет.

Жаль, что провосточные тенденции не получили развития в основной категории – "полнометражные игровые фильмы", поэтому конкурс дебютантов в большом кино стал демонстрацией западного менталитета. А в центре внимания фильмов оказались излюбленные западные темы конфликта с внешним миром и поиска самого себя. Таков лейтмотив фильма-победителя фестиваля, швейцарской картины "Утопия блюз" (реж. Стефан Хаупт) – современной истории подростка-музыканта, мучительно переживающего переломный этап формирования своей личности и балансирующего на тонкой грани между творчеством, поисками абсолютной свободы и шизофренией. Состояние непреырвного конфликта и хаотичного движения непонятно куда и зачем выступают как отличительный стиль московской богемной жизни в режиссерском дебюте Филиппа Янковского "В движении". Фильм, который явил зрителям образ нового русского героя – скандального журналиста Саши Гурьева, и одновременно – образец продюсерского кино по-русски (правда, вытянутого исключительно за счет исполнителя главной роли Константина Хабенского). Во французском фильме Дельфин Гляйзе "Бойня" самоидентификация персонажей проходит сквозь череду параллельных и иногда соприкасающихся историй в духе фильмов Бунюэля, где в сюжете пересеклись и пятилетняя девочка с эксцентричными поступками, и группа медитирующих в бассейне, и бык на скотобойне, и еще много кого и чего.

Виртуальный секс, ложь и видео, а заодно Интернет, вэб-сайты с пометкой "Х" и общение в режиме "онлайн" стали отправными точками представленного в конкурсе фильма "On line" режиссера Джеда Вейнтроба. Касаясь актуальной для западного мира темы сетевого общения (зачастую напоминающего новые формы виртуальной наркозависимости в век информационных технологий), режиссер собирает свой фильм из обрывков реальной жизни своих персонажей и виртуальных окон, в которых общение, измена, любовь и даже попытка самоубийства становятся частью жизни в режиме "онлайн". Еще один вариант бегства от реальности: хаотичного, сумбурного и иррационального показан в фильме "Точка зрения" датчанина Томаса Гисласона – бывшего монтажера и соавтора ранних фильмов Ларса Фон Триера. Узнаваемый полудокументальный стиль "Догмы-95" нашел отображение в завораживающем видеоряде этого фильма, повествующем о датчанке, бегущей с церемонии своего бракосочетания и пытающейся скрыться от самой себя. Пока реальность не обрывает ее бегство в тюремной камере по обвинению в неудавшейся попытке терроризма.

На этом общем фоне фильмов "на грани нервного срыва" выделялась загадочная венгерская картина Палфи Гворга "Икотка", в которой отсуствие слова с лихвой компенсировалось необычным монтажом и использованием крупных планов. Издевательский фильм "ни о чем", тем не менее стал хитом фестиваля, заставляя зал сотрясаться от смеха при любых очередных режиссерских уловках, напоминающих опыты алхимика с изображением и визуальными эффектами. Не поддающийся логике, этот странный детектив из венгерской сельской глубинки еще долго вспоминался и обсуждался в фестивальных коридорах киевского Дома кино. Вот примерно с таким багажом и подошло жюри к финалу фестиваля. Исходя из того, что выбор в конкурсной программе на этот раз был невелик, то и ожидания результатов проходили без особого напряжения и интриг.

(Продолжение следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото: кадр из фильма "Утопия Блюз" – победителя фестиваля "Молодость-2002".