Номер 46 (842), 24.11.2006
В этом году исполнилось 160 лет со времени изобретения саксофона Адольфом Саксом
Одесса и джаз понятия, связанные неразрывно со времён Леонида Утёсова до наших "джаз-карнавальных" дней, когда весь город становится площадкой для всевозможных оркестров, диксилендов, джаз-бэндов и прочих форм выражения музыкального темперамента. Разнообразие инструментов в этих "составах", как называют их сами музыканты, порою просто фантастично: от шумовых, духовых, струнных и ударных до электронных и компьютерных. Более того, сегодня играют и импровизируют на всём, что звучит или стучит. Но, пожалуй, нет ни одного джазового оркестра или ансамбля, в котором не красовался бы своими изгибами формы и звука "король джаза" саксофон. Этот инструмент стал не только эмблемой "Джаз-карнавала" в Одессе, но и символом джаза во всём мире.
Но всегда ли было так? Давайте перенесёмся в Х1Х век, в бельгийский городок Динан, где родился, жил и придумал свои гениальные изобретения музыкант, дирижёр и изобретатель Адольф Сакс. Достаточно назвать хотя бы созданные им саксгорны семейство духовых инструментов, которые носят имя своего изобретателя. Но самым известным творением великого мастера стал саксофон.
"Доджазовая" история саксофона составляет более полувека. Она непроста и драматична. Саксофон не признавали, ругали, но благодаря великим композиторам Г. Берлиозу, К. Сен-Сансу, Ж. Бизе, М. Равелю он завоевал сначала Францию, а потом и весь музыкальный мир. Русские композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, С. Прокофьев также посвятили саксофону вдохновенные страницы своего творчества.
Особая судьба у саксофона сложилась в нашей стране в период с 1920-х по 1960-е годы. "Музыка толстых", "буржуазный инструмент", "от саксофона до ножа один шаг" и другие обидные ярлыки не расходились с угрозами "разогнуть" раздражитель социалистического спокойствия, что иногда понималось и в самом прямом смысле. И только в 1970 году благодаря выдающемуся музыканту и педагогу Маргарите Шапошниковой негласный запрет на саксофон был снят. В программах учебных заведений страны появился "новый" инструмент.
История саксофона в нашем городе связана с такими именами, как В. Васкевич, М. Крупей, И. Знатоков, О. Субботин, С. Матвиенко, Р. Цыбульский, А. Прозоров, этот список можно продолжать. Сейчас эти традиции продолжает выпускница Одесской школы имени Столярского и Российской академии музыки имени Гнесиных Анна Степанова. Насыщенную концертную деятельность она сочетает с ассистентурой стажировкой у народной артистки России, профессора Маргариты Шапошниковой. В свои 22 года Анна успешно выступала на многих знаменитых площадках, даже в концертном зале имени Чайковского в Москве, где играла в сопровождении оркестра имени Ю. Силантьева, а также с Вивальди-оркестром под руководством Светланы Безродной. В зале Киевской филармонии, где проходило награждение лауреатов международного конкурса саксофонистов "Сельмер-Париж в Украине", тоже звучал её саксофон в сопровождении симфонического оркестра. В органном зале Кишинёва дебютировал концертный дуэт в составе лауреата международных конкурсов Анны Степановой и дипломанта международных конкурсов пианистки Марианны Лакарен с программой в двух отделениях. Одесская филармония и камерный оркестр Игоря Шаврука ежегодно готовят совместные проекты с Анной Степановой. Пожалуй, самым событийным был проект с участием "мамы российского саксофона" Маргариты Шапошниковой и вручением инструмента того самого, который был завоёван Анной на конкурсе "Сельмер-Париж в Украине".
Как видно, никому саксофон "не разогнуть"!
Андрей ТИШКОВ.
На фото: Анна Степанова.