Номер 45 (635), 01.11.2002
Или "вольной гавани" (второй вариант итальянского перевода). Однако ставить восклицательный знак в заголовке нет оснований, ибо отмененное еще в XVIII веке порто-франко, несмотря на десятилетние дебаты, до сей поры не восстановлено...
В 1817 году был обнародован высочайший Указ о введении порто-франко по примеру Марселя, Генуи и Ливорно в целях облегчения внешней торговли. Указом государя от 4 июля 1819 года с 15 августа порто-франко в Одессе было открыто. Отныне иностранные товары ввозились в город безпошлинно и вывозились отсюда с оплатой пошлины через две таможенные заставы: Херсонскую на Пересыпи и Тираспольскую со стороны Молдавского форштадта. Черта порто-франко полуокружностью охватывала город и тянулась 24 версты.
Порто-франко, по замыслу Ришелье, который сложился у него уже в первые годы правления краем, полагалось привлечь на юг России с его торговым земледелием и господством коммерции капиталы из других государств. Открывался широкий путь к использованию энергии, накопленной в тех странах и вложенной в их валюту, для нужд развития южнороссийской экономики. Уже одно это давало большие выгоды. К тому же следует присоединить открываемые порто-франко виды на переселение из других стран в Одессу негоциантов с капиталами для вложения в промышленность и земледелие. Иностранные негоцианты становились для отечественных промышленников примером того, как следует вести коммерческие дела.
В самом начале 1817 года Ришелье (уже тогда премьер-министр Франции) писал одесскому губернатору: "Постарайтесь и в Петербурге сделать добро для Одессы и для Черного моря, преобразуйте болото, которое зовется Азовским морем, в нечто более достойное для судоходства, нежели лодки. Постарайтесь, чтобы там прониклись нашими идеями, которые без ложной скромности отнюдь не плохи, особенно в отношении установления порто-франко в Одессе..."
Докладная записка дюка де Ришелье о порто-франко в Одессе была послана императору еще в 1814 году. В письме Александру I на двадцати пяти страницах Ришелье излагает свои планы, которые следует осуществить для процветания Черноморья. Он напоминает о громадной протяженности морских побережий, которые привлекут торговых людей, несмотря на военные и политические неурядицы. Подчеркнув, что Новороссия страна морская, он считает главным введение в ее портах порто-франко, которое способствовало возрождению таких городов, как Марсель, Генуя, Триест.
Излагая различные аспекты достоинств начинания, Ришелье предупреждает об установлении карантинов, которые при порто-франко будут препятствовать возникновению инфекционных заболеваний, эпидемий чумы торговцы при порто-франко не будут склонны припрятывать товары, искать обходные пути. Когда в Марселе было ликвидировано порто-франко в 1720 году, это кончилось эпидемиями, которые унесли 100 тысяч жителей Прованса. Введение порто-франко в Одессе обеспечит богатство империи, в торговлю с Ближним Востоком будет вовлечена и средняя полоса России, торговый оборот будет способствовать расширению производства. Ришелье патетически вопрошает императора: "...наступает новая эра славы и благоденствия как мы можем упустить возможность добиться их доступными путями?"
Общие рассуждения Ришелье подкрепляет и цифровыми выкладками, призывает отдать отчет в том, какое преимущество будет иметь Россия при транзите товаров через Одессу. В 1808 году практически не было навигации на Средиземноморье, товары шли сухим путем через Россию на юг, и это дало прибыли на 1 миллион 200 тысяч золотых рублей. Одесса всегда будет тем рынком, в котором Север пополнит свои запасы товарами из Турции и Леванта. Одесса будет приносить прибыль и даст новое направление торговли Европы с Азией. Ришелье дает и историческое обоснование порто-франко, напоминая времена Екатерины II, которая сочла необходимым на Черном море обеспечить прибыль негоциантов на 25 % больше, чем в портах Балтики.
Введение порто-франко в Одессе совпало с тем, что политика Александра I стремилась укрепить экономические связи с европейскими странами в рамках Священного союза. Император резко снизил в 1816 году заградительные пошлины на западноевропейские промышленные товары, и, естественно, тогдашняя российская промышленность такой конкуренции не выдержала, и пришлось через шесть лет отказаться от "экономической интеграции" и опустить занавес, отделивший Россию от Европы.
И только пункты, где было введено порто-франко, остались отдушинами для торговли и товарообмена. В их число входила и Одесса, которая на прибыль от порто-франко в короткий срок выстроила 400 красивейших домов. До учреждения порто-франко максимальный доход, полученный казной за год, достигал 482000 рублей, в 20-х годах максимум равняется 671000; в 30-х 850000 рублей; в 40-х 1381000; в 50-х 3325000 рублей. Громадное значение одесской отпускной торговли в деле поднятия производительных сил края едва ли нуждается в доказательствах, если вспомнить, что в благоприятные годы из одной Одессы вывозилось хлеба больше, чем из всех портов Соединенных Штатов Америки взятых вместе.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото: Начало XX века. Николаевско-Херсонская пристань.