Номер 43 (633), 18.10.2002

МИХАИЛ РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

О популярном артиста Одесского театра музыкальной комедии можно по сей день услышать самые противоречивые суждения. Одни считают Михаила Водяного выдающимся талантом, другие говорили, что "он берет публику" подделкой под одесскую блатную интонацию, что нарочно шепелявит, чтобы это звучало специфически, по-одесски. Но те, кто знал его не только по сцене, но и в жизни, понимали все так, как оно было на самом деле.

В Одессу Михаил Григорьевич приехал в достаточно зрелом возрасте, и уже тогда в его речи (будь-то беседа с людьми или роль на сцене) выделялась эта своеобразная шепелявость. А создавая образы Мишки Япончика в спектакле "На рассвете" или Попандопуло в "Свадьбе в Малиновке", он действительно усиливал природную шепелявость, растягивал до определенной мелодичности слова, и это не только смешило публику, но и шире раскрывало образы героев. Однако не это главное в творчестве Михаила Водяного, ибо об артисте судят не по сиюминутному эпизоду, а по умению создать образ, раскрыть его, умению держаться на сцене, находить контакт с партнерами и со зрителями, увлекая их в тот мир, в котором живут исполнители того или иного спектакля. Во всем этом Михаил Водяной был мастером высокого класса. Когда говорили, что "он хорошо играет", мне вспоминались слова великой актрисы Фаины Раневской, непревзойденной, остроумной, которая говорила: "Кто сказал, что актеры играют? Это неправда. Играют на рояле, скрипке, играют в карты, домино, наконец, играют дети. Настоящий артист создает образ, заставляющий зрителей верить в то, что на сцене – сама жизнь".

За свою сценическую жизнь Михаил Водяной создал десятки сценических образов – глубоких, жизненных, непосредственных, правдивых. Его по праву считали артистом комического жанра, и Мишка Япончик, родившийся на одесской сцене, стал тенью Водяного на многие годы, а затем появился Водяной-Попандопуло в "Свадьбе в Малиновке", которую увидели не только на сцене Оперетты, но и в одноименном кинофильме, собравшем благодаря одному актеру миллионы зрителей. В трогательном лирическом спектакле "Мама, папа решил жениться" Водяной с не меньшим успехом создает образ доброго современного гражданина, в оперетте "Белая акация" он настырный рвач-моряк Яшка-буксир, но каждый из этих образов, созданных Водяным, при всей своей серьезности не лишен юмористической оболочки, также как и, казалось бы, солидный образ Тевье-молочника в спектакле "Скрипач на крыше". Умение преображаться – великое мастерство, и Водяной им владел в совершенстве. Тевье-молочник был уже образ не опереточный, а драматический, и Водяной "на полном серьезе" сумел донести до зрителя не только драматизм жизни, но и тонкий юмор Шолом Алейхема, создавшего своего бессмертного героя Тевье, еврея-работяги, благородного отца семейства, которое он кормит не только хлебом насущным, но и своим неиссякаемым оптимизмом.

Михаил Водяной был великолепен и в концертных программах, где выступал в дуэте со своей супругой и неизменным партнером, народной артисткой Украины Маргаритой Деминой. Их горячо принимали в самых престижных залах Москвы, Ленинграда, многих городов огромного Советского Союза. Это были и республики Прибалтики, Закавказья, города Поволжья, Сибири, Средней Азии. Когда на Горьковском автозаводе узнали, что Водяной, собирается приобрести "Волгу", которая уже была им оплачена, автостроители собрали для него "персональный" автомобиль. А это было время, когда люди самых престижных профессий могли только мечтать о "Волге" по государственной цене (для современней нашей молодежи это звучит смешно, ибо для них ясно одно – были бы деньги).

И в том, что построено современное здание театра музыкальной комедии, немалая заслуга Водяного. Достаточно было его имени, чтобы разные предприятия из многих городов страны помогли, обеспечили, доставили любые "дефициты" (сегодня тоже многие не поймут этого слова) для строительства отделки, облагораживания интерьеров нового здания, так что совсем не случайно театру присвоили звание Водяного, а его самого называли КОРОЛЕМ ОПЕРЕТТЫ.

Многие коллеги, не только молодые, но и маститые, уже популярные артисты учились у него актерскому мастерству, умению перевоплощаться, а при необходимости импровизировать так, чтобы это не отражалось на целостности спектакля.

И опять-таки не случайно Михаилу Водяному, одному из немногих артистов жанра оперетты присвоили самое высокое в стране звание – народного артиста СССР.

Михаил Григорьевич был не только талантливым, но и трудолюбивым, а эти качества всегда успешно дополняют друг друга.

Несколько лет назад театральной труппой создан спектакль-реквием "Бал в честь короля", который, нет сомнения, еще долго не покинет репертуар театра музыкальной комедии. В числе учеников и последователей творчества Михаила Водяного – активный, искрометный народный артист Украины Владимир Фролов, который во многих спектаклях исполняет роли, прославившие в свое время Михаила Водяного.

На снимке автора: Михаил Водяной в роли Мишки Япончика в 1972 году в спектакле "На рассвете", в постановке популярного в стране режиссера, народного артиста Украины и России Матвея Ошеровского.