Номер 42 (1531), 17.12.2020
Центр социально-экономических исследований CASE Украина в партнерстве с Институтом исследований авторынка представили аналитическую работу "Доступное авто против "отечественного производителя": что принес украинский протекционизм автомобильной отрасли?"
Специально для этого исследования Киевский международный институт социологии в мае 2020 года провел опрос, согласно которому 80 % жителей Южного региона, в составе которого находится и Одесская область, поддерживают удешевление автомобилей. Среди возможностей, которые граждане получат благодаря доступному авто, 77 % респондентов отмечают найм на работу, которой нет вблизи дома, что, в свою очередь, стимулирует экономику. 75 % жителей Одесской области и всего Южного региона указали на возможность таким образом избежать регулярных поездок в общественном транспорте, что стало особенно актуальным из-за пандемии COVID-19.
По словам соавтора исследования, старшего экономиста CASE Украина Владимира Дубровского, согласно расчетам, ликвидация "возрастного" акциза увеличит импорт машин вдвое — до 700 тыс. в год.
"Поступления от НДС и пошлин почти удвоятся. Это принесет бюджету дополнительно 11,4 млрд грн, в то время как отмена акциза приведет к потере 10,3 млрд грн", — указывает эксперт.
Согласно этим расчетам, от уменьшения стоимости растаможки данных автомобилей бюджет не только не потеряет, но и получит дополнительно более 1 млрд грн. Эти расчеты нивелируют аргумент Министерства финансов Украины об отсутствии компенсаторов для наполнения бюджета.
Имеющийся сегодня так называемый "возрастной" акциз (чем старше импортируемый автомобиль, тем больше приходится платить) по своей сути является дискриминационным и нелогичным, поскольку с годами эксплуатации любой товар теряет цену, а не наоборот. Ни в одной из стран Европейского Союза нет подобного акциза.
"Сегодня за ввоз, например, десятилетнего дизельного автомобиля с объемом двигателя 1,6 литра, нужно заплатить 1200 евро только акциза. А если этой самой машине 15 лет — это уже 1800 евро. А еще пошлину и НДС... Итак, растаможка авто может обойтись даже в 300 % от его стоимости", — отмечает соавтор исследования, руководитель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий. — То есть граждане своим собственным кошельком платят за частные интересы автопроизводителей".
Также эксперты развенчали миф относительно негативного влияния импортных авто на окружающую среду.
Во-первых, по сравнению с Европой у нас очень маленький автопарк — на 1000 граждан приходится 232 автомобиля, тогда как в Европе этот показатель находится на уровне 600 автомобилей. Во-вторых, более 28 % нашего автопарка — это советские и постсоветские старые карбюраторные машины, выбросы от которых в пять — восемь раз превышают самые низкие евростандарты. И именно их в первую очередь вытеснит импорт бывших в употреблении автомобилей, поэтому количество выбросов будет уменьшаться даже с ростом количества автомобилей. И, в-третьих, украинский легковой автопарк создает лишь 6,5 % всех выбросов в стране. Основным же загрязнителем воздуха является энергетический сектор, производящий 55,2 % выбросов.