Номер 42 (1139), 9.11.2012
Для обсуждения на заседании круглого стола в Одесском национальном экономическом университете (ОНЭУ) была вынесена тема: "Стратегия развития Одессы - теоретические наработки и реалии практики". Организаторы - региональный филиал Национального института стратегических исследований и ОНЭУ - предложили ученым и практикам высказаться по поводу концепции развития нашего города "Одесса-2022".
Для справки. Концепция стратегического развития "Одесса-2022" была презентована городским головой Одессы Алексеем Костусевым в апреле с. г. В этом документе указано на необходимость сконцентрировать имеющиеся у города ресурсы и усилия городской власти на приоритетных направлениях. Среди этих направлений:
- конкурентоспособный город;
- транспортный и деловой центр черноморского региона;
- город с качественной и эффективной инфраструктурой;
- гостеприимный город;
- "жемчужина у моря";
- экологически благополучный город, город здоровых жителей;
- умный город;
- безопасный город;
- город интенсивного капитального строительства;
- город счастливого детства.
На основе данной концепции предполагается разработать стратегию развития Одессы до 2022 года.
Важность и своевременность данной темы подчеркнула во вступительном слове заместитель городского головы Елена Павлова.
- Есть два способа управления, - сказала вице-мэр, - один заключается в "подтягивании хвостов", а второй - это как раз стратегическое видение целей и задач. Городская власть заинтересована именно во втором подходе, чтобы получить в итоге красивый, доступный, комфортный и ухоженный город.
В свою очередь первый заместитель директора Национального института стратегических исследований (НИСИ) Ярослав Жалило обратил внимание участников, что стратегия развития города - это не документ по распределению денег, а совокупность целей, приоритетов и путей их реализации. Эта концепция имеет ряд недостатков, но главным, по мнению А. Жалило, является уже само наличие данного документа.
Тем не менее НИСИ не обошел вниманием достаточно серьезные недостатки, которые присущи концепции стратегического развития города до 2022 года. Основные замечания института были изложены в документе за подписью руководителя Одесского филиала НИСИ Артема Филиппенко.
В качестве одного из существенных недостатков концепции является то, что формирование стратегии развития города происходит без учета основных глобальных тенденций, а также тенденций развития Украины и Одесской области как составной части украинского государства. Между тем экономика города и региона испытывают все большее влияние глобальных тенденций, из которых следует выделить следующие:
- формирование новой системы международного разделения труда, что весьма серьезно влияет на состояние промышленного производства и развитие внутреннего рынка (в частности, речь идет о росте импорта продовольственных и непродовольственных товаров);
- формирование новой системы транспортных потоков, в том числе в рамках Черноморско-Азовского транспортного комплекса;
- процессы внутренней и внешней миграции, особенно характерные для приморского региона.
В концепции не просчитаны риски экономического и социального развития, а именно:
- изношенность основных коммунальных сетей при возрастании нагрузки на них, связанной с введением нового жилья;
- рост экологического загрязнения, загазованности воздуха из- за увеличения количества автотранспорта;
- демографические проблемы - старение жителей города, уменьшение удельного веса трудоспособного населения;
- рост уровня безработицы вследствие структурных изменений в экономике;
- растущее развитие сектора услуг по сравнению с традиционными промышленными отраслями.
Учитывая тот факт, что экономическое и социальное развитие Одессы осуществляется на основе действующего законодательства, в концепции не предусмотрено, какие законодательные изменения необходимо осуществить для реализации стратегии. К сожалению, тут слабо используются законотворческие возможности народных депутатов, избранных от избирательных округов Одессы и области. От себя добавим, что, в отличие от ряда других регионов (Донецкого, Днепропетровского, Львовского и др.), в украинском парламенте никак не удается создать одесское лобби, т. е. организационно или хотя бы неформально объединить депутатов- одесситов.
Неясным остается механизм стимулирования инновационного развития со стороны местной власти, а такими инструментами могут стать предоставление льгот по оплате аренды помещений, создание целевых фондов, предоставления грантов и т. п.
Наконец, в концепции не предусматривается проведение в Одессе административной реформы, что связано с общей тенденцией децентрализации управления.
Среди рекомендаций Одесского филиала НИСИ следует выделить следующие.
Стратегия развития города должна базироваться на анализе основных тенденций экономического и социального развития государства и региона.
При разработке стратегического плана следует провести детальный анализ вызовов экономическому и социальному развитию города, а также связанных с этим рисков. При этом в высшей степени целесообразно предусмотреть несколько сценариев (прогнозов) развития: отрицательный, стабильный и т. н. прорывной.
Необходимо также разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы (разработка новых законов, внесение изменений в действующее законодательство и т. д.). По всей видимости, есть смысл подключить к этому народных депутатов Украины от Одессы и Одесской области.
В стратегии нужно предусмотреть создание новых механизмов стимулирования инновационного развития города.
Важный момент: предложенная концепция грешит смешением стратегических задач и конкретных шагов, направленных на их достижение. Такое сочетание следует устранить, выдвинув на первый план собственно стратегию.
Необходимо четко определить стратегические объекты, которые должны быть построены или реконструированы, определить их синергетический эффект.
Столь же важно рассмотреть вопрос о проведении административной реформы в Одессе, в частности, более четкого районирования, определения территорий приоритетного развития.
Развивая последнюю тему, народный депутат Украины Сергей Гриневецкий заявил, что деление Одессы на четыре района, но без наличия у районов своих бюджетов, ведет к общей неуправляемости. Но этот и ряд других моментов мы детальнее рассмотрим в следующем номере газеты.
(Окончание следует.)
Александр ГАЛЯС.