Номер 37 (933), 3.10.2008
Думается, что даже в разгар движения феминисток и суфражисток среди лозунгов с требованиями различных прав и свобод для женщин, не было слов о женском праве играть джаз. Петь - пожалуйста. Играть - ну разве только в экзотических ансамблях вроде того, который мы увидели в знаменитом фильме Билли Уайлдера "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро.
Но все течет, все изменяется. В том числе в вопросе о феминизме в области джазовой музыки. Все начиналась постепенно. Одна, максимум две исполнительницы джазовой музыки появлялись на сцене во время проведения предыдущих международных джазовых фестивалей в Одессе. Переломным стал, пожалуй, VI "Джаз-карнавал" 2006 года. Тогда гвоздем программы единодушно был признан незабываемый квартет девушек из Германии (то, что он незабываемый, нашло подтверждение в одной из передач, посвященной нынешнему "Джаз-карнавалу", в которой в качестве иллюстрирующего видеоряда показали девушек из программы позапрошлогоднего фестиваля). VIII международный джазовый фестиваль ознаменовал почти полную победу женщин. Нет, "В джазе были не только девушки", но пять коллективов из девяти возглавляли женщины. Во главе интернациональной группы Jazzkia выступила известная исполнительница на трубе Саския Лару из Нидерландов. В этот же вечер любители джаза смогли насладиться глубоким бархатным голосом гарлемской джазовой певицы Дженн Паркер, чей репертуар включал и "Опавшие листья" Косма, и "Караван" Эллингтона, и музыку Гершвина, и другие известные блюзы и спиричуэлы. Певица выступала в сопровождении трио Олега Бутмана, в котором партию рояля исполняла джазовая пианистка Наталья Смирнова. Во втором из трех вечеров, в течение которых проходил фестиваль, на сцене филармонии выступила, покорив публику, одесская группа AZIZ, лидер которой блестящая пианистка Роксана Смирнова доказала, что она достойная ученица Юрия Кузнецова. Очень хорошее впечатление у публики осталось от вокала еще одного участника этой группы - Тамары Лукашевой. Удивительная тувинская певица Саинхо Намчылак, приехавшая на фестиваль как гость из Австрии, открыла третий день фестиваля, представив свой завораживающий этнический проект NOMAD. И завершающую победную точку в этом феминистическом параде поставила красавица-певица с итальянского острова Сардиния Франка Мазу, страстно исполнявшая знойные итало-испанско-каталонские танго. Конечно, ее репертуар никак не укладывался в понятия джазовой музыки, он был ближе всего к репертуару Сары Монтель, исполняемому ею в фильме "Королева шантеклера". Но залу было все равно, зал неистовствовал.
Будет несправедливо, если я не скажу о мужских коллективах. Любители джаза высоко оценили оригинальный швейцарский проект RONIN. Его руководитель Ник Берч - апологет создания нирваны через музыкальную медитацию, доказал одесской публике возможность достижения экстаза благодаря аскетизму звуковой палитры и ритмичности повторения звуковых блоков. Гостя из Болгарии Анатолия Вапирова представлять не нужно - он культовая фигура советского, а теперь и европейского джаза, бессменный, с 1992 года, арт-директор старейшего в Европе джазового фестиваля "Варненско лято". Вапиров приехал в составе трио: саксофон А. Вапиров, фортепиано А. Дончев, перкуссия С. Янкулов. Мировой известностью пользуется и американский саксофонист Джевон Джексон, представивший на фестивале программу-посвящение знаменитому саксофонисту Джо Хендерсону. Ему аккомпанировали перкуссионист Квинси Дэвис, бас Аркадий Овруцкий и фортепиано Руди Гоборов.
Программу фестиваля завершала группа французских музыкантов PULCINELLA. Назвавшись именем одного из персонажей комедии дель-арте (аналог русского Петрушки), французские музыканты представляли уличное действо.
Кстати, об уличном действе. В этом году устроители "Джаз- карнавала в Одессе", похоже, совсем отказались от уличных шествий, посчитав, что в сентябре шествий и так достаточно. Отказались также и от гала-концерта на открытой площадке. Теперь в том, что в Одессе проходит "Джаз-карнавал", одесситы могут убедиться, только встретив веселый трамвайчик с диксилендом на борту или услышав игру диксиленда на улице перед филармонией, или в горсаду. Но за счет отказа от шествия и гала-концерта устроители смогли поднять уровень фестиваля, представив девять проектов из девяти стран мира и показав публике пеструю, красочную картину национальных и этнических вариаций на тему джаза. А также организовать три джем-сейшна в ресторанах Одессы.
Елена КОЛТУНОВА.
На фото: Франка Мазур (Италия).