Номер 37 (833), 22.09.2006
Последняя в сезоне премьера театра музкомедии украсила его репертуар
Вообще-то Владимир Подгородинский планировал поставить классику оперетточного жанра - "Жирофле-Жирофля" Лекока. Но злые языки утверждают, будто режиссеру настоятельно рекомендовали занять в главной роли конкретную актрису, а когда он не усмотрел в этом особой нужды, проект "завернули". Будем надеяться, временно. А пока что на афише театра появилось новое название - мюзикл Марка Самойлова "Безымянная звезда", и этот спектакль, на мой взгляд, по художественному уровню стал лучшим из работ прошлого сезона.
Сюжет наверняка известен всем. Легкомысленная красавица случайно оказалась в провинциальном городишке. Увлеклась учителем астрономии. Чуть не вышла за него замуж. Но приехал за ней богатый приятель и раскрыл девушке глаза на жизнь, которая может ожидать ее в таком захолустье. И пиршество духа было оставлено ради благополучия тела, ибо соловья не кормят баснями, а женщину - мудростью. Женщине нужны платья, духи, безделушки, светская жизнь, возможность интересно проводить досуг. А учитель может обниматься со своим телескопом...
История мюзикла изобилует примерами, когда спектакли создавались по мотивам популярных кинофильмов. Например, знаменитая кинодрама "Все о Еве" с великой Бетт Девис и юной Мерилин Монро, послужила основой спектакля "Аплодисменты"; еще более знаменитая комедия "Некоторые любят погорячее" (в советском прокате - "В джазе только девушки") легла в основу мюзикла "Сахар" , камерный мюзикл "Маленькая ночная музыка" создан по мотивам фильма И. Бергмана "Улыбки одной ночи" и т.п.
Увидев на афишах Одесского театра музыкальной комедии название "Безымянная звезда", некоторые театралы сделали вывод: мюзикл поставлен по мотивам одноименного фильма Михаила Козакова, снятого в 1979 году. Однако это не так. И фильм, и мюзикл обладают одной и той же драматургической основой. Это пьеса румынского драматурга М. Себастьяна, по мотивам которой М. Ромашин и Ф. Гройсман написали либретто. Музыку композитор Марк Самойлов написал несколько лет назад во время пребывания в Атланте. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Подгородинский, по его собственному признанию, фильм смотрел очень давно, даже не помышляя о сценической интерпретации сюжета о несостоявшейся любви астронома Марина Мирою и светской красотки Моны. Спектакль, кстати, это подтверждает: совершенно иные акценты, ходы. А зрительскому сердцу все вспоминаются ставшие уже дорогими характеры, созданные когда-то Игорем Костолевским (Марин), Анастасией Вертинской (Мона), Светланой Крючковой (мадемуазель Куку), да и самим блистательным Михаилом Козаковым (Григ).
Только перед нами совершенно иная история. Вернее, две истории, так как два исполнительских состава играют различные спектакли. Поэтому на "Безымянную звезду" стоит сходить дважды, хотя бы для того, чтобы оценить уровень партнерства исполнителей главных ролей. Неожиданно раскрылся недавно возвратившийся в труппу Владимир Кондратьев - окрепший голос, убедительность существования на сцене, неподдельное обаяние... Его Марин - трогательный очкарик, слишком юный для того, чтобы удержать искушенную Мону в своем убогом жилище. Ведь это только ночью ярко светят звезды, к которым обращены взоры влюбленных. Днем жизнь идет по совершенно иным законам, на приземленном уровне. И вот уже почти вообразившая себя небожительницей Мона (Ольга Оганезова) с ужасом озирается по сторонам: бедная обстановка, обшарпанная мебель, жутковатое платье из местного магазинчика... Мона Оганезовой пленяет зрелой красотой и осознанной сексуальностью; замечательно ее умение носить великолепные наряды (художник по костюмам Елена Лесникова создала для героини умопомрачительное "звездное" платье, переливающееся всеми красками ночного неба). Аплодисменты зрителей больше всего награждают актрису в сцене, когда она, застенчиво маскируя свои намерения стремлением перевязать Марину галстук, целует его. И когда появляется встревоженный ее бегством постоянный партнер Григ (подлинный шик присущ в этой роли Владимиру Фролову), Мона долго и отчаянно борется с ним, с собой, со своей надеждой удержать счастье взаимной любви. Но здравый рассудок и холодный расчет диктуют ей любить бедного мечтателя на приличном расстоянии. И все же такая женщина достойна того, чтобы открытая Морином звезда получила ее имя.
Другая пара, Сергей Лукашенко и Инна Ковaльская, представляют свою историю. Здесь Марин довольно-таки зрелый субъект, засиделся в бобылях, а юная стрекоза Мона смогла увлечься им только в опьяняющем мерцании звезд... Красавица с видимым облегчением позволяет увезти себя столь же молодому повесе Григу (Тимофей Криницкий).
Окружение героев, как и они сами, привлекает мягкой манерой игры (читки пьесы проводились как в драматическом театре - с полноценным "застольным" периодом), тонкостью проработки характеров. Чуть-чуть напоминают самого Марка Самойлова Николай Завгородний и Юрий Осипов, исполняющие в очередь роль провинциального композитора Удри. Для этого персонажа автор музыки не пожалел трогательных интонаций, красивых арий и ансамблей (не случайно практически после каждого музыкального номера зал разражается аплодисментами!). Режиссер волновался, насколько благосклонно отнесется композитор к "приджазованной" музыкальной редакции его творения и аранжировкам, выполненным Евгением Ульяновским, но Марк Самойлов был доволен. Впрочем, как и слушатели. Давно уже не появлялось в репертуаре Одесской оперетты столь ласкающего слух мюзикла.
А вот персонажи, связанные со школьной стороной деятельностью нашего любителя астрономии... Несколько нарочито откровенные наряды учениц не вяжутся с общей обстановкой жизни в городишке, даже идут вразрез с текстом либретто, когда Мона поет Земфереску, что променяла бы свои лучшие годы на ее передник (а передника-то нет и в помине, и было бы совсем нелишним надеть этот передник поверх обычной одежды Земфереску хотя бы в этой сцене, ведь девочка боится исключения из школы и стремится выглядеть прилично...). Хотелось бы большей глубины в образе мадемуазель Куку (эта роль поручена Виктории Фроловой и Людмиле Борисенко), ведь эта нелепая старая дева когда-то была хороша собой и еще способна измениться из-за поздней любви к Марину, но актрисы все тянут в гротеск да в гротеск... Впрочем, не исключено, что мне слишком помнится Светлана Крючкова и плохо скрываемая страсть ее героини...
В "Безымянной звезде" хороши сценография и балет, образы танцующих звезд, танец Марина и Моны, когда последняя порхает над ним на легких туфельках по траектории: буфет, табурет, стол... Оправдали возложенные на них надежды балетмейстер-постановщик Сергей Грицай, приехавший с Подгородинским из Петербурга, и сценограф Станислав Зайцев. Центром сценической конструкции стало окно, в котором Марин видит свои звезды, через которое к нему является Мона. И закономерная финальная мизансцена: разочаровавшийся в любви Марин вспрыгивает на подоконник, но совсем не для того, чтобы от отчаяния свести счеты к жизнью, а в попытке приблизиться к звездному небу. Отныне наука о звездах станет его единственной страстью. Что ж, "любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви. Чувствуется, что и публике, и артистам уже поднадоели пошловатые, эпатажные спектакли, захотелось чего-то чистого, нежного, заставляющего душу трудиться. Хочется верить, что "Безымянной звезде" уготована долгая сценическая жизнь "жемчужины" репертуара нашего театра музкомедии. Что, впрочем, не отменяет нашего желания увидеть рано или поздно "Жирофле-Жирофля" - мюзиклы мюзиклами, а классическую оперетту с присущим ей обаянием еще никто не отменял...
Виолетта СКЛЯР.
На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО: Ольга Оганезова и Владимир
Фролов.