Номер 34 (1180), 13.09.2013
Третья Одесская биеннале современного искусства работает до конца сентября на пяти площадках (два помещения музея современного искусства Одессы и три галереи - "Желтые великаны", "ХудПромо" и "NT-art"). Это если не считать обильной параллельной программы, а говорить только об основном проекте, объединившем 50 участников из 12 стран. Основной проект биеннале "Самоуправление: культурная эволюция vs революция" подчинил основной идее усилия всех художников.
- Условно можно поделить все представленные здесь работы на три группы, - говорит сокуратор проекта Мирослав Кульчицкий. - В первой - те, которые предлагают возможные варианты решения актуальных проблем общества. Во второй - те, которые в большей или меньшей степени подвергают критике существующие реалии. А в третьей группе - радикальные оппозиционеры.
Что ж, именно к третьей группе, видимо, следует отнести спецпроект "Бактерия" (куратор - Олекса Манн) в галерее NT-Art. Хулиганское искусство Олексы Манна и Ивана Семесюка до сих пор пропагандировались в Сети, а в галереи этих художников старались особо не пускать, уж очень смело и остро...
Ко второй - "худпромовский" спецпроект "слабость" (именно так, с маленькой буквы!), дебют молодого куратора Максима Ковальчука - инфантильное потакание своим слабостям (тающие леденцы в стеклянном сосуде), уход от реальности под предлогом усталости в мерцание огоньков и прочие попытки упрятать нежное тельце и не менее нежную душу если не в башню из слоновой кости, то в хрупкую раковину галерейного помещения, словно жемчужину в бархатную коробочку. Злой, жестокий мир! А к первой группе, безусловно, я бы отнесла румынского художника Дана Перьйовши, который в одной из комнат здания МСИО (Белинского, 5) на классных досках мелом расписал схемы улучшения работы любого правительства, выделив кружочком в слове government (правительство) слог me (я)... И, конечно, болгарина Лучезара Бояджиева, который в том же помещении "шершавым языком плаката" предлагает... арендовать правительство, в кризисных ситуациях обращаясь к неким наднациональным экспертам. К теме выборов ненавязчиво отсылает зрителей инсталляция Мирослава Кульчицкого и Вадима Чекорского "No Yes", расположенная в помещении МСИО на Французском бульваре, 8. Две импровизированные урны с надписями полярного содержания, стол под красной скатертью - а кто сказал, что результат так уж предсказуем?
- Нами манипулируют", - возмущаемся мы, - поясняет сокуратор проекта Михаил Рашковецкий. - И, доведенные до отчаяния, начинаем ломать строительные заборы, огородившие парк или выход к морю. И вдруг оказывается, что от поваленного забора до революции - один шаг. Хорошо, если мирной. А то одним забором дело не кончается. И самое обидное - после революции, даже победившей, дышать и жить, как правило, становится еще сложнее.
В том же здании действенный способ улучшить нашу жизнь демонстрирует Мирослав Кульчицкий в одной из четырех своих представленных на биеннале работ. Вот, может быть, поможем природе, разберем старые вещи, составленные в композицию, дадим им вторую жизнь, чтобы не отравляли почву где-нибудь на свалке? Так называемый ресайклинг уже сподвиг многих на создание картинок из ярких оберток, обычно идущих в мусор, но здесь речь не об этом. Вдруг вам подойдут по зрению... очки? Или кусок трубы понадобится в хозяйстве? Заходите в музей и смело берите, художник позволяет!
Пока коллеги сетуют на низкие доходы, работа одессита Стаса Жалобнюка "Натуральный обмен" иллюстрирует приятный способ получения гонораров за картины брендовой одеждой. На втором этаже здания МСИО на Белинского Стас поместил фирменное пальто из своего гардероба на одном манекене, рубашку и брюки - на другом, а за ними расположил полотна, адекватные "проданным". Художники, берите пример с находчивого Стаса, не гонитесь за деньгами, если можно взять вознаграждение одеждой! Ну, или там продуктами... Тоже выход из кризисной ситуации. Видеоработы харьковских художников группы SOSka, представленные в "Желтых великанах", продолжают тему бартера в искусстве, только действие происходит в деревне - 40 килограммов картошки, миска яиц, банка огурчиков и живая курица становятся наградой художнику. Государство ни при чем, сами управились, вот тебе и самоуправление в действии!
Мария ГУДЫМА.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
- картина Олексы Манна
"Ночной дозор, или ППС,
собирающий по вечерам дань
в районе Южной Борщаговки";
- инсталляция Мирослава Кульчицкого
и Вадима
Чекорского
"No Yes".