Номер 31 (776), 12.08.2005
Оказывается, могут. Об этом на семинаре "Правовые основы журналисткой деятельности" представителям СМИ рассказали в своих выступлениях юристы Программы правовой защиты и образования СМИ IREX U-Media Т. Катюжинская и Л. Панкратова. (Программа осуществляется при финансовой поддержке Агентства международного развития США).
Так, например, оказалось, что ваш корреспондент имела право подать в суд персонально на дежурного охраны думы (или на руководство соответствующих служб думы) за отказ из-за просроченной аккредитации пропустить на встречу с американским фантастом Робертом Шекли, хотя дежурному было предъявлено удостоверение члена НСЖУ и карточка журналиста, предписывающая содействовать журналисту в получении информации.
Как было пояснено на семинаре, аккредитация не пропуск, а лишь взятое на себя аккредитирущей стороной обязательство обеспечить журналисту максимально комфортные условия работы (т.е. место в помещении, где проходит мероприятие, на которое аккредитован журналист, в некоторых случаях даже проживание если мероприятие проходит в другом городе, или стране, допуск к необходимой литературе, интернету и т.д.). Неаккредитованный журналист предоставлен сам себе, но право на присутствие гарантировано ему законом Украины о информации (Раздел I. ст. 9. "Право на информацию" и ст. 10 "Гарантии права на информацию").
Право на информацию следует понимать в расширенном виде. Речь идет не только о праве журналиста на доступ к информации журналист всего лишь тот, кто делает достоянием гласности документированные или публично оглашенные сведения про события и явления, которые происходят в обществе и государстве, или в окружающей среде.
Право на информацию имеют все без исключения граждане нашего государства. А обеспечить распространение, полноту и точность этой информации право и обязанность СМИ.
На семинаре рассматривались основные положения, касающиеся прав журналистов. Право собственности на информацию, авторские права, право на неразглашение источников информации (за исключением особых случаев, связанных, например, с безопасностью государства).
Говорилось также о праве журналистов на защиту и охрану при выполнении ими служебного долга.
Одновременно рассматривались положения, возникающие при нарушении прав личности, ответственность журналиста за вмешательство в личную жизнь, если только личная жизнь субъекта, попавшего в поле зрение журналиста, не оказывается тесно связанной с его общественной значимой (например, государственной) деятельностью.
Приводились примеры случаев, когда посмертные письма становились достоянием гласности, поскольку сведения, находящиеся в них, имели общественное значение (играло роль и то, что автор писем оставил их незапечатанными, что свидетельствовало о его желании сделать их достоянием общественности).
Права и обязанности журналиста регламентированы законодательством о средствах массовой информации. В этом законодательстве есть четкое разграничение того, какие действия самих журналистов (или против журналистов) подпадают под административную, а какие под уголовную ответственность.
Карается в административном или уголовном порядке (в зависимости от конкретного дела), например, использование полученной информации в корыстных целях. Запрещены публикации материалов, призывающих к насилию, к национальной или расовой дискриминации. Запрещено распространение порнографический печатной или видеопродукции и т.д.
Проступки, не подпадающие под статьи, влекущие административную или уголовную ответственность, рассматриваются на комиссии по журналистской этике. Всеукраинская общественная организация "Комиссия по журналистской этике" создана и зарегистрирована в Минюсте Украины 5 марта 2003 г., в том же году эта организация была принята в Международный альянс советов по делам прессы.
Семинар еще раз подтвердил положение: прав без обязанностей не бывает. И чем больше прав предоставляется СМИ, тем больше обязанностей налагается на их представителей.
Е. Г.