Номер 30 (1519), 24.09.2020

ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ ПЕРЕВОДЯТ В "ЦИФРУ"

"Зачем трудовые книжки нужно переводить в электронный формат? Куда тогда девать бумажные?"

На этот вопрос мы получили ответ от экспертов Центра общественного мониторинга и контроля.


В последние годы все больше бумажных документов и государственных сервисов переходят в цифру. Украинцам уже доступны электронные версии ID-карты, заграничного биометрического паспорта, студенческого билета и водительского удостоверения. Онлайн можно пересчитать пенсии или оформить социальную помощь. Следующим шагом на пути к цифровому государству должна стать электронная трудовая книжка.

Верховная Рада 2 сентября поддержала в первом чтении законопроект о таких книжках. Документ предусматривает пятилетний переходный период использования как бумажного, так и электронного варианта книжки. За это время данные украинцев должны быть перенесены в Единый государственный реестр.

Оцифровать информацию о трудовом стаже можно будет самостоятельно или с помощью работодателя. Отсканированные копии бумажной книжки и сопутствующих справок нужно будет внести в реестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда. Для этого нужно будет иметь электронную цифровую подпись.

"Электронные трудовые книжки — это опция, это возможность упростить трудовую бюрократию, это единый реестр, где будет весь ваш опыт работы указан, потому что у нас не все работодатели очень, скажем, придерживаются закона", — отмечает заместитель министра экономики Юлия Свириденко.

После введения электронных трудовых бумажные книжки забирать не будут, но предприятия больше не должны будут их хранить. Если сотрудник захочет, сможет забрать документ домой, а работодатель будет обязан его заполнять по требованию. При этом все трудовые данные будут дублироваться онлайн.

Благодаря электронному трудовому учету пенсии будут назначать автоматически, без личного визита в Пенсионный фонд. Не придется собирать справки, доказывать и подтверждать стаж.

"Будет как в Британии, Эстонии и других странах. Будет возможность без обращения, сбора информации, автоматически получить пенсию. Но человек сможет выбрать: если автоматически пенсия будет спорной, то можно будет подать документы и перечислить ее", — объясняет заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко.

В то же время у украинцев останется право отложить выход на пенсию. Если работник отложил пенсию и продолжил работать — размер выплаты будет увеличиваться на 0,5 — 0,75%.

Авторы закона говорят, если с автоматическим назначением пенсии возникнут какие-то проблемы — все будет решаться в индивидуальном порядке. Пенсионный фонд будет сообщать об отсутствии нужных данных, и пенсионер будет подавать необходимые документы отдельно.

Большинство экспертов соглашаются, что трудовые книжки нужно было отменить уже давно. Действующие подходы к трудовому учету были сформированы еще в 1960–70-х годах и не отвечают реалиям.

Главными преимуществами электронной трудовой книжки является уменьшение бумажной волокиты и упрощение доступа к информации. Эксперт в сфере рекрутинга Александр Белоус уточняет: "Заполнение и хранение занимают место и время, предприятия должны иметь защищенные места хранения, отчитываться о сохранении трудовой. А если, например, происходит пожар или документ портится по другой причине, восстановить его сложно".

Среди рисков электронного трудового учета эксперты называют человеческий фактор. При внесении данных в систему возможные ошибки: неправильная фамилия, название компании, неучтенный трудовой стаж. Поэтому специалисты по трудоустройству советуют украинцам сразу проверять корректность записей в электронной трудовой.

Чтобы электронные трудовые заработали, депутатам еще предстоит проголосовать за законопроект во втором чтении.