Номер 30 (877), 17.08.2007
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Римляне, о которых пойдет речь, - это не те итальянцы из Рима, которые волею режиссера Эльдара Рязанова отправились в Петербург в поисках сокровищ. Нет, речь идет о настоящих римлянах "времен Нерона и Сенеки", как определяет этот период истории Эдвард Радзинский. А отправились эти римляне в Петербург по абсолютно официальному приглашению петербургского издательства "Алетейя", которое настолько высоко оценило книгу нашего земляка (и одного из авторов нашей газеты) Александра Айзенберга "Imperium", что решило ее издать. Первая публикация "Imperium" пришлась еще на 1998 год, когда юрист Саша Айзенберг, решив, что хватит баловаться стихами (за 10 лет до того он выпустил поэтический сборник "Море"), начал, как и положено юристу, штудировать римское право, точнее, попытался выяснить, кто прав, кто виноват в хитросплетениях взаимоотношений всех этих неронов, сенек, петрониев, хлодвигов и других аборигенов Римской империи и доброй старой Франции, то есть, пардон, страны франков. Он так увлекся этим делом, выступая попеременно то как обвинитель, то как адвокат, что не смог остановится и влез в дрязги целого ряда политических деятелей древнего Рима, главным образом, Нерона и Петрония ("Жди, смертный, завершающего дня"), в отношения Ричарда III и Андроника I Комнина ("Узурпаторы" и других фигурантов по тому древнеримскому делу. По примеру древних римлян и Павла Астахова свои судебные разборки Саша Айзенберг вынес также на суд толпы, создав телевизионный цикл видеоновелл "Императорский Рим".
Книга Александра Айзенберга "Imperium" разбита на три части, восемнадцать глав и несчетное количество абзацев, каждый из которых небезуспешно претендует на то, чтобы склонять читателей к философским размышлениям. Во всяком случае, я убеждена, что Айзенберг с презрением отверг бы предположение, что отрывочность повествования связана с нехваткой фактов в следственном деле римских сенаторов, императоров и плебса. Но поддержал бы мое предположение, что после каждой фразы автор предлагает читателю остановиться и осмыслить уже прочитанное, поскольку считает, что императорский Рим - это матрица современного мира. Более того, что это голографическое изображение мира, поскольку автору удается взглянуть не только в лицо, но и заглянуть за спины своих героев.
Со времен "Мартовских ид" Торнтона Уайлдера мне, честно говоря, не приходилось читать произведений, в которых так беззастенчиво автор выдает свою нескромность, фактически не скрывая, что подслушал все приватные разговоры своих героев и выносит их на суд читателей. Так что благодарите Бога, что вы, не будучи римлянами, а тем более римскими патрициями, выпадаете из зоны интересов автора, и ваши косточки останутся немытыми. А любителям посмаковать чужие дела советую прочитать книгу Айзенберга "Imperium". Притом читать ее следует по маленькому абзацу, по кусочку, по глоточку, как пьют коллекционное вино. Тем более, что сама книга попала в число произведений, включенных в коллекцию поэзии и прозы "Русского зарубежья".
Елена КОЛТУНОВА.