Номер 29 (722), 23.07.2004

РАЗБУДИТЬ КАМЕНЬ

"СОН КАМНЯ" – так называется одна из работ польского скульптора СТАНИСЛАВА ХОРНО-ПОПЛАВСКОГО, столетию которого посвящена выставка, открывшаяся в Одесском художественном музее.

Экспозиция одного из самых интересных и всемирно знаменитых скульпторов XX столетия. Мастера, которого называют ПОЭТОМ современной скульптуры, проходит под патронатом министра культуры Польской Республики Вальдемара Домбровского.

В нее вошли работы из 17 собраний, но главным "домом" выставки следует считать Государственную галерею искусств в Сопоте. Том самом Сопоте, который для нас неразрывно связан с песенным фестивалем. Выставка Хорно-Поплавского – это тоже своего рода "песенный фестиваль", поскольку Мастер в своем вдохновении умеет не только РАЗБУДИТЬ КАМЕНЬ, вдохнуть в него душу, но и найти для каждого камня только одному ему присущую мелодию. Недаром одна из его работ называется "НОТА".

Камень – гранит, мрамор – вот любимый материал Станислава Хорно-Поплавского. Есть у него превосходные работы и в бронзе (на выставке экспонируются два скульптурных портрета польских художниц, современниц скульптора, полный жизни портрет "Ясика из Буковины", фигура матери Белояниса), выполненные в хорошей классической манере. Но славу скульптору, как мне кажется, принесла та необузданность, та мощь, которая рвется из камней, к которым прикоснулась рука Мастера.

Камень всегда привлекал людей. Он удивителен при всей его кажущейся обыденности. Как не считать камень живым существом, если он растет, если его рожает земля! Не раз приходилось слышать о том, что вот, мол, расчистил все поле, глядь, из земли снова вылезли камни (сама наблюдала это удивительное явление). Камень символичен. У евреев камень – символ памяти, у японцев – символ раздумий, философствований. Не солгу, если скажу, что пока сидела в зале музея, среди каменных скульптур Поплавского, почувствовала себя так, как, наверное, почувствовала бы себя в японском саду камней, то есть почти в состоянии медитации.

Собственно, нечему удивляться. Выбор камня как основного материала для работы определился самим рождением Станислава Хорно-Поплавского "среди камней". Потому что родился он в Грузии, в Кутаиси, куда был сослал в свое время его повстанец-дед. Скалы и древняя цивилизация (ведь недалеко Армения с ее качкарами – крест-камнями)... Отсюда стремление Поплавского к архаике, отсюда и некоторая первобытность во многих работах. Первобытная мощь.

Не стану перечислять все звания и награды, все выставки, в которых участвовал Хорно-Поплавский, все монументы, воздвигнутые им, все университеты, где он профессорствовал...

Это все заняло бы слишком много места. Скажу лишь, что родившийся в июле 1902 года и ушедший из жизни в июле 1997 года скульптор оставил о себе память, воплощенную, как и положено памяти, в камне. А эта память самая прочная.

Елена КОЛТУНОВА.