Номер 25 (668), 04.07.2003

РЕБЕНКА НАДО ЛЮБИТЬ

Чем интересуются нынешние подростки?

Ответ на этот вопрос кажется очень простым: конечно, деньгами и теми примитивными благами, которые за деньги можно приобрести (компьютерные игры, дискотеки и проч.) Но такое представление обманчиво. Безусловно, деньги в подростковых интересах занимают большое место, но совсем немало ребят тянутся к культуре. Это отчетливо видно в мае-июне, когда в разного рода кружках, студиях, коллективах проходят отчетные концерты.

Давным-давно прошло то время, когда участие в хоре или самодеятельном кружке было чуть ли не обязательным; сейчас дети посвящают свой досуг рисованию или танцам только тогда, когда их и в самом деле тянет к творчеству или к этому их стараются приобщить родители (поскольку такого рода занятия связаны с серьезным ущербом для семейного бюджета). Тем не менее в разного рода фестивалях и смотрах принимают участие десятки тысяч детей. Регулярно новые коллективы становятся обладателями звания "народный". И это при том, что нынче помимо творческих достижений от претендентов на это звание требуют подтверждения их финансовой состоятельности, добиться чего намного сложнее, чем подготовить подходящую программу. А раз такие коллективы есть, то наши дети испытывают истинную, реальную потребность в занятиях искусством.

Чем же отвечают на эти запросы взрослые?

Если вести речь о "нижнем" уровне (учителя, руководители кружков, студий, директора детских центров), то поддержка тут безусловная. И дело даже не в том, что воспитание творчеством – их "кусок хлеба"; среди таких людей немало настоящих энтузиастов, работающих прежде всего из искренней любви к детям.

Поддерживают своих чад и родители; их вовсе не тугие кошельки служат сейчас практически основным источником существования многих любительских коллективов. Не случайно, появилось при студиях или кружках родительские комитеты, главная забота которых – обеспечение финансовой "подпитки".

В общем-то с пониманием относятся к проблемам детского творчества деловые люди; без их помощи практически невозможно провести ни одно серьезное мероприятие. То же относится и к местным властям. Так, при всех проблемах с бюджетом при сокращении количества районов в Одессе не был ликвидирован ни один из районных центров детского творчества.

А вот на самом высоком, государственном уровне положение дел самое тревожное. Создается впечатление, что наши "верховные власти" делают все, дабы лишить подрастающее поколение богатств, накопленных человечеством. Так, первыми жертвами "сокращения ассигнований" на развитие культуры и образования становятся чаще всего руководители школьных и районных кружков, студий, любительских коллективов. Их переводят на половину, а то и четверть ставки. Многие прекрасные специалисты не выдерживают таких условий и уходят, по причине чего распадаются десятки коллективов. А ведь каждый распавшийся коллектив – это 20-30 детей, отлученных от творчества, от созидательной деятельности. Не хочется повторять банальности, что такие дети становятся естественным "резервом улицы", но ведь куда деться от этой горькой истины?

И куда же деться от воспоминаний о том, как сложнейшее время, в 1920-е годы, в Советском Союзе создавались детская литература, детский театр, детский кинематограф, целая система детского художественного творчества, благодаря которым мы имеем блестящие произведения и тысячи талантливых выходцев, обогативших разные виды искусства. Можно как угодно относиться к большевикам, но глупо отрицать то, что было ими сделано в области детского художественного воспитания. А что мы наблюдаем сейчас? Детей планомерно и последовательно лишают помещений, где они могут реализовывать свои творческие потенции. Сколько забрано за последние годы подвалов – трудно даже пересчитать. И невдомек взрослым, видящим перед собою только одну цель – богатство любой ценой, что лишая подростков полноценного детства, они превращают их в маленьких злых старичков, чья энергия направлена отнюдь не на благие дела.

Есть, правда, надежда, что до конца провести такую вивисекцию не удастся. Надежда эта – прежде всего в самих детях, в их талантах и неугомонном стремлении жить увлекательно и интересно. А еще – в тех взрослых, кто несмотря ни на что остается верным своему призванию – любить ребенка и творить вместе с ним.

Елена ДАРАКОВА.