Номер 23 (1019), 18.06.2010
Из российского Екатеринбурга вернулись молодые артисты Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного - участники прошедшего уже в третий раз самого престижного в рамках СНГ Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина.
Владимир Курочкин, легендарный режиссер, 23 года возглавлявший Свердловский театр музкомедии, считал, что в музыкальном театре должны быть мысль, интеллигентность, вкус. Цель конкурса его имени - выявить талант, способный внести эти достоинства на сцену.
- К глубокому сожалению, музыкальный театр в России до сих пор остается явлением маргинальным, - отметил председатель нынешнего жюри композитор Александр Журбин, которого называют "королем современного мюзикла". - Между тем наш жанр требует высокого профессионализма и универсальности.
Конкурс Курочкина помогает формировать синтетических актеров. На Западе артист, умеющий петь, плясать и говорить, формировался поколениями, на нашей сцене такая "синтетика" нынче редкость. Выпускники консерватории обладают прекрасным вокалом, но не умеют (или не хотят) двигаться, а у выпускников театральных вузов не поставлен голос. Впрочем, это дело поправимое: как уверяет лауреат "Золотой маски" режиссер музыкального театра Дмитрий Белов, драматического артиста, не обделенного слухом, при наличии педагога и выверенной системы можно научить зазвучать за пять-семь месяцев.
- Нам не хватает оперетты, нет кадров! Ведь в современной оперетте тоже нужно и двигаться, и говорить, - сокрушался директор Свердловского театра музкомедии Михаил Сафронов.
В программе конкурса впервые прошли мастер-классы по классическому, современному вокалу и современной хореографии. Последний провела член жюри бразильянка Флавиа Энне, хореограф, танцовщица, певица и композитор.
В номинации "Оперетта" использование фонограмм и микрофонов было исключено. В первом туре конкурсантам аккомпанировали на рояле, во втором - помогал оркестр. Ещё одним условием было исполнение одного из номеров на русском языке - оказалось, что, кроме одесситов, не все участники сумели это условие выдержать.
Если в прошлом наблюдался существенный перевес в сторону мюзикла, то на Третьем конкурсе число участников в номинациях "Оперетта" и "Мюзикл" сравнялось. Всего в конкурсе приняли участие более 70 молодых артистов - из России, Украины (исключительно Одесса), Белоруссии (Минск) и впервые из Азербайджана (Баку). Причём именно в Баку уехала первая премия в номинации "Оперетта", завоёванная вокалом Фарида Алиева в "Аршин мал алане".
Первые премии в номинации "Мюзикл" остались в Екатеринбурге - их завоевали солисты Свердловской музкомедии Ирина Макарова и Игорь Ладейщиков, который в роли Остапа Бендера показал цирковой номер, сочетая жонглирование и акробатику.
Вторые премии увезли в Минск солисты Белорусского музыкального театра Илона Казакевич и Алексей Гриненко.
Солисты Одесского театра музкомедии им. М. Водяного традиционно хорошо показали себя в классике, трое артистов заслужили третьи премии. Причём, как рассказывает директор театра, заслуженный работник культуры Украины Е. Г. Редько, именно представители нашего театра выполнили в точности все условия участия в творческом состязании - показали драматические, вокальные и танцевальные составляющие мастерства артиста.
Юлия Панченко, выпускница Одесской государственной
консерватории им. А. Неждановой, работающая в театре с 2008
года, представила на конкурсе роли Сильвы (в оперетте "Сильва"
Имре Кальмана), Катарины (в мюзикле "Целуй меня, Кэт" Кола
Портера) и Ганны Главари (в оперетте "Весёлая вдова" Франца
Легара).
Людмила Мешкова, тоже выпускница консерватории им. А.
Неждановой, работающая в театре с 2007 года, представила роли
Куклы (в "Коппелии" Лео Делиба), Хавроньи Никифоровны (в
оперетте "Сорочинская ярмарка" Алексея Рябова) и Арсены (в
оперетте "Цыганский барон" Иоганна Штрауса).
Так же, как и Людмила, с 2007 года выходит на сцену Театра музкомедии Руслан Рудный. Он окончил Харьковский государственный университет искусств им. И. Котляревского. 3-ю премию принесли ему роли (из пьесы В. Валового "Еврейское счастье" по мотивам произведений Шолом-Алейхема) и сэра Симона (из мюзикла "Кентервильское привидение" композитора Андрея Иванова).
"Наши артисты очень скромные, а ведь могли бы стать лауреатами вторых и даже первых премий - это проблема руководства театра и жюри. Очень сложно оценивать работу жюри, находясь внутри него", - делится своими впечатлениями директор театра, принимавшая участие в работе конкурса в Екатеринбурге.
"Главное для нас - это школа, которую удалось пройти в Екатеринбурге, и общение с коллегами", - резюмировала пресс- конференцию Е. Г. Редько.
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
На фото автора:
Юлия Панченко, Людмила Мешкова, Руслан
Рудный
на пресс-конференции
в Одесском театре
музкомедии.