Номер 18 (1362), 26.05.2017
О реформах у нас давно уже принято говорить: "жизненно важные".
Но, если речь идет, к примеру, о реформировании системы местного самоуправления или судебной, подобное определение большинством наших сограждан воспринимается как "фигура речи", то есть, то, что касается нас как бы опосредованно. А вот медицинская реформа непосредственно затрагивает интересы каждого. Потому вокруг нее столько споров, дискуссий, так много у нее противников и такое количество мифов и опасений по поводу ее последствий.
ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ
Между тем реформирование украинской системы здравоохранения и в самом деле жизненно важно - как для государства, так и для каждого из его жителей. Уже хотя бы потому, что показатель смертности за последние 20 лет увеличился на 12,7 % и сейчас равен 15,72 смертям на 1000 человек населения; для сравнения - в Европейском Союзе за последние 10 лет добились снижения этого показателя на 6,7 %, и сейчас он составляет 9,7 человека. А средняя продолжительность жизни в ЕС почти на 10 лет больше, чем в Украине.
Эти две цифры, как говорится, вопиют о том, что система здравоохранения Украины требует фундаментальных изменений. Тем более, что и сами наши сограждане крайне недовольны уровнем медицинского обслуживания. По данным, которые привел председатель Всеукраинской общественной организации "Украинский фонд "Здоровье" Владимир Дудка: 72 % опрошенных жителей Украины недовольны качеством медицинской помощи, 75 % называют медицину коррумпированной, а 92 % считают, что систему здравоохранения необходимо реформировать.
Есть еще один момент, который указывает на категорическую необходимость реформирования действующей системы здравоохранения. Это нужно не только в целях охраны здоровья жителей страны, но и для выполнения международных требований. Эксперт Екатерина Березовская (Представительство депутата Европейского парламента) указывает, что среди положений Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом 17 нормативно-правовых актов касаются сферы здравоохранения. И тут нам есть чему поучиться у стран ЕС.
Консерваторы, отстаивающие систему здравоохранения, доставшуюся Украине "в наследство" от советского прошлого, указывают на то, что при советской модели (известной как "система Семашко" - по фамилии ее инициатора, народного комиссара здравоохранения РСФСР 1920-х годов) жители Украины жили дольше, чем в Финляндии и Польше. Но "забывают" при этом одну немаловажную деталь. Так было до 1970 года. Ибо благодаря реформам здравоохранения в Финляндии продолжительность жизни с начала 1970-х начала неуклонно возрастать, и сейчас она на 10 лет выше, чем в Украине. Польша в 1991 году порвала с "социализмом", и там продолжительность жизни после многих лет застоя также ежегодно возрастает.
Нельзя отрицать, что "Система Семашко", при которой государство берет на себя финансирование медицинской отрасли, гарантируя каждому гражданину конституционное право на бесплатное лечение, в свое время сыграла положительную роль. Но то, что было хорошо вчера, сегодня не соответствует реалиям. Медицина и при советской власти финансировалась "по остаточному принципу". В то время, как постоянно совершенствуются методы лечения, основанные на компьютеризации, появляются более эффективные лекарства, намного улучшается качество медицинского оборудования и т. п. Все это требует громадных затрат, которые государству просто не под силу. Более чем три четверти нынешних бюджетных расходов на медицину выделяется для покрытия затрат по заработной плате и оплате коммунальных услуг. При нынешнем двойном возрастании минимальной зарплаты и колоссальном росте тарифов на услуги ЖКХ практически нереально говорить о каком-либо развитии медицинских учреждений.
ПО ПРИМЕРУ СТРАН ЕС
- Медицинская реформа по европейским примерам призвана изменить всю систему, - утверждает Игорь Яковенко, бывший заместитель министра здравоохранения Украины. - Если при "системе Семашко" финансируется койко-место, то реформа предполагает оплату врачам за реально оказанные услуги.
Стоит отметить, что новаторы опираются на давние традиции, в том числе и те, которые характерны для Украины. После отмены крепостного права получила распространение система земских врачей и больниц. Это были специалисты широкого профиля, которые могли оказать первую медицинскую помощь: вправить вывих, принять роды, выписать нужные лекарства при простуде и т. п. Такие врачи имели большой авторитет в обществе. В середине 1930-х была создана трехуровневая система: поликлиники, районные больницы и областные, национальные медучреждения.
- Наиболее действенные уровни - первый и третий, - считает И. Яковенко. - В Европе семейный врач делает все, чтобы вылечить пациента, а в сложных случаях обратиться на третий уровень - в больницу. Нам надо усилить первый и третий уровни, а второй уровень - реорганизовать. Вот поэтому вводятся госпитальные округа, охватывающие 200-250 тысяч жителей, которые будут обслуживаться соответствующим медучреждением. Больницы будут получать финансирование в зависимости от качества оказанных услуг и заявленных потребностей. Оценивать потенциал больниц и осуществлять закупку услуг должен государственный центр. При этом будет проведена оценка каждой операции и установлена ее фиксированная стоимость.
Особая тема - переход к страховой медицине. Ввиду ее сложности и обширности мы намерены подготовить отдельный материал, пока что укажем, что в странах ЕС эта система доказала свою эффективность. И не только в плане лечения от болезней, она стимулирует людей следить за своим здоровьем.
Оплата услуги обращения к врачу в европейских странах происходит частично за счет бюджета, страховки, а также "из кармана" пациента. Так, во Франции, пациент знает, что около четверти затрат на лечение в больнице ему придется оплатить самому, прочее - за счет государства и страховки.
- Основная задача реформы - разделить помощь и услугу, - объясняет И. Яковенко, - которая будет оплачиваться через госбюджет и страховку. Для лечения на первичном уровне государство будет выделять от 210 до 270 гривен в год для каждого человека.
Пилотный проект такой модели реализуется в Полтавской области, где многие лечебницы переведены в статус социально-медицинских учреждений, и это, по мнению эксперта, будет актуально для всей Украины.
Но тут важно наладить контроль. В 2004 году в Харьковской области часть больниц получили статус коммунальных предприятий. И что же? В одной из больниц на первом этаже было открыто похоронное бюро, в другой начались задержки по зарплате.
В Баварии для предупреждения "излишних вольностей" действует наблюдательный совет, который уполномочен проводить аудит медицинских учреждений. Таких полномочий у наших контролирующих органов пока что нет, между тем это очень важно для корректировки действий медучреждений, которые, становясь коммунальными предприятиями, начинают заниматься бизнесом.
Новая система здравоохранения Украины перекладывает ответственность с больницы на врача. Врач создает престиж медицинского учреждения. И оно таким образом должно быть заинтересовано привлекать лучших врачей, к которым пойдут пациенты. Ведь деньги будут "идти за пациентом". Куда люди будут стремиться попасть, там и будет большее финансирование.
Кроме того, необходимо создать единую базу всех лечебных учреждений Украины. Чтобы, набрав в интернет-поисковике, например слово "ухо", получить список учреждений, где проводится соответствующее лечение, и виды оплаты.
ЗДОРОВЬЕ "ВО ВСЕХ ПОЛИТИКАХ"
Когда мы говорим о реформировании украинской системы здравоохранения с целью приведения ее к европейским стандартам, важно иметь в виду, что в странах ЕС упор сделан не на лечение болезней, а на профилактику заболеваний. Этот подход был формализован уже тридцать лет назад в Оттавской хартии содействия здоровью.
Основополагающей идеей этой Хартии является то, что здоровье формируется в местах повседневной жизни, то есть, там, где люди живут, учатся, работают, играют и т. п. И поскольку здоровье во многом зависит от факторов, которые находятся за пределами сферы медицинской помощи, то содействие здоровью - это зона ответственности не только медиков, а и структур государственной и местной власти, общественных организаций, производственников, бизнесменов, средств массовой информации. В Европейском союзе такой подход получил название "health in all policies" (HIAP). Согласно HIAP эффективная политика здравоохранения должна включать в себя социальную и региональную политику, охрану окружающей среды, образование и науку. И не случайно в Соглашении об ассоциации с ЕС содержится статья 427, согласно которой Украина также должна руководствоваться подходом "здравоохранение во всех политиках государства".
- Координировать и направлять реализацию подхода "здравоохранение во всех политиках государства" должно Министерство здравоохранения, - считает Константин Красовский, ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований. - Для этого существуют разные пути. Например, в Великобритании в Департаменте здравоохранения в 2012 году было создано Агентство общественного здоровья, которое в октябре 2014 года опубликовало отчет "От доказательств к действиям: возможности защитить и улучшить здоровье нации". "Мы сталкиваемся с эпидемией долгосрочных заболеваний, которые в значительной степени можно предотвратить. Было бы неэффективно и нецелесообразно пытаться решить эти проблемы путем увеличения расходов на больницы, врачей и медицинские услуги. Правда заключается в том, что медицинская помощь имеет относительно ограниченное влияние на наше здоровье. Международные исследования показывают, что медицина способствует предотвращению лишь около 10 % преждевременной смертности. Нашей отправной точкой для приоритетов в этом документе является то, что мы не можем сохранить статус-кво. Система здравоохранения должна быть такой, что помогает людям оставаться здоровыми, а не такой, что только лечит болезни", - сказано в отчете. Но в Англии новый подход не только декларируется, но и реально внедряется, примером чего является успешная стратегия уменьшения потребления соли.
НА УРОВНЕ ОБЛАСТИ
Если реально пытаться увеличить продолжительность жизни в Украине, то нужно не только декларировать подход "здравоохранение во всех политиках государства", а практиковать его, обеспечив реализацию соответствующими полномочиями и ресурсами. К осознанию важности такого подхода пришли в Одесской области.
Недавно глава Одесской областной госадминистрации Максим Степанов представил концепцию развития системы здравоохранения в регионе, которая предусматривает целый ряд реформ и инноваций в медицинской сфере.
- Тема качества медицины является очень болезненной для жителей Одесской области, опросы относят ее к самым актуальным проблемам региона, - отметил глава ОГА. - Именно поэтому с первых дней своей работы на должности вместе с коллегами мы начали разрабатывать концепцию развития отрасли, которая позволила бы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшить качество медицинских услуг для населения.
М. Степанов указал, что на сегодняшний день медицинская отрасль области поглощает колоссальный ресурс, который используется неэффективно, поскольку качество и доступность медицинских услуг абсолютно не соответствуют ожиданиям людей. В то же время основным результатом запланированной им медицинской реформы станет построение эффективной системы медицины по принципу "деньги следуют за пациентом".
- Финансироваться будут не койко-места и стены в больницах, а конкретные медицинские услуги людям, - отметил руководитель ОГА.
Ключевой составляющей реформы станет создание девяти госпитальных округов на основе реальных потребностей граждан в различных видах медицинской помощи.
- Разделение региона на госпитальные округа - это практика, которая будет вводиться по всей Украине, - сказал М. Степанов. - Но Одесская область отличается от других тем, что мы отказались от слепой нарезки округов по административно-территориальному принципу. Вместо этого мы поставили в центр процесса интересы пациентов, провели рейтингование больниц, определили маршруты доступности пациентов в медицинские учреждения и таким образом полностью адаптировали идею госпитальных округов к реалиям Одесской области. Теперь у нас будет девять госпитальных округов. При этом медицинские учреждения районного уровня работают и будут работать. Их структура будет оптимизирована и перестроена в соответствии с реальной потребностью в медицинских услугах.
Представленная концепция также предусматривает введение в регионе системы дистанционных консультаций с использованием видеосвязи (технологии телемедицины) - каждый житель области сможет получить консультацию высококвалифицированного специалиста, находясь в кабинете своего семейного врача или в районной больнице. Для этого будет создан дистанционный консультационный центр, в котором круглосуточно будут дежурить врачи широкого спектра медицинских специальностей.
Кроме того, в каждой больнице районного уровня будет действовать отделение неотложной медицинской помощи (по модели Emergency room). В этом разделе пациент сможет круглосуточно получить качественную многофункциональную медицинскую помощь хирургического, терапевтического, травматологического и педиатрического направления.
- Представленная концепция - это качественный и законченный документ, - утверждает глава ОГА. - За каждой цифрой, каждым шагом стоят серьезные расчеты и анализ. Мы убеждены, что ее воплощение в жизнь уже в ближайшее время позволит достичь главной цели - повысить качество и доступность медицинских услуг для людей на всех уровнях медицинской помощи.
Еще в 1875 году знаменитый британский политик лорд Биконсфильд (он же - Бенджамин Дизраэли), заметил, что именно здоровье "есть основа счастья народов и могущества страны. Забота о нем должна быть первой обязанностью каждого государственного человека". Вряд ли можно оспорить справедливость этого утверждения.
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.