Номер 18 (661), 16.05.2003

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

ПАРУСА "ТОВАРИЩА"

Парусник "Товарищ" был многие годы надежной учебной базой мореходных училищ – средних и одесского высшего. Для будущих судоводителей, матросов, судовых радистов каждый рейс на "Товарище" был не только профессиональной практикой, но и школой мужества, воспитания характера.

Как правило, после каждого рейса по Средиземному морю "Товарищ" заходил в Одесский порт. Но еще задолго до подхода к родному маяку команда убирала все паруса, под которыми практически невозможно маневрировать в ограниченном пространстве Одесского залива. А я мечтал сфотографировать "Товарищ" именно под парусами, но побывать рядом с ним в открытом море не удавалось.

И пришлось использовать присущее фоторепортеру умение "организовать кадр". Начальник высшей мореходки охотно пошел навстречу, дал радиограмму на парусник с просьбой хотя бы за полмили до маяка не убирать паруса. Но и в этом случае мне никаким объективов до него не дотянуться. Пришлось обратиться к береговым службам. Прежде всего к начальнику портофлота, который обещал на буксирном катере отправить меня навстречу паруснику. Но и это нужно было согласовать с разными службами, которые следят за безопасностью движения судов в заливе.

Когда на фоне пасмурного свинцового неба где-то за маяком появились паруса "Товарища", мой буксир отошел от причала. К моему счастью, в заливе стоял полный штиль, и я, вооруженный до зубов фотоаппаратами, занял позицию на краешке бака. Оттуда было хорошее обозрение всего залива, да и удобно общаться жестами с находящимся у штурвала капитана буксира, а ему была дана команда оказывать мне максимальную помощь, ибо приходилось то подойти поближе (в пределах безопасной дистанции), то развернуться левым или правым бортом, в общем, маневрировать так, чтобы мне удалось найти самую выгодную позицию для съемки, учитывая, что и парусник не стоит на месте. Был я тогда корреспондентом молодежной газеты, в которой жизнь учащейся молодежи освещала моя коллега Ирина Пустовойт, которая очень рано ушла из жизни (светлая ей память!) Узнав о моих планах, Ирина запричитала:

— Ой, Миша, родненький, возьми меня с собой на катер, честное слово я тебе мешать не буду!

И устроилась где-то на свернутых причальных канатах со своим блокнотом. Зрелище было поистине сказочным, особенно когда парусник во всей своей прелести, как огромная многокрылая птица, подходил к маяку. А когда он почти одновременно с нашим буксиром ошвартовался у причала, на реях и мачтах замелькали фигурки курсантов, сворачивающих паруса. Это совсем непростая наука – управляться быстро и точно с огромными парусами. И науку эту молодые мореходы осваивали не только во время рейсов, но и при подготовке и участии в международных соревнованиях между парусниками разных стран. Многие курсанты и офицеры во время таких соревнований выполняли нормы спортсменов-разрядников парусного спорта, а некоторые (среди них был и бывший первый помощник капитана теплохода "Юрий Гагарин" Герой Социалистического Труда Виктор Коренной) стали мастерами парусного спорта.

И вот уже парусник у причала, спущены трапы, курсантов встречают родные, любимые девушки. Цветы, звонкий смех, поцелуи. А мы с Ириной – в редакцию, готовить репортаж в ближайший газетный номер.

МИХАИЛ РЫБАК

Фото автора.