Номер 17 (1114), 11.05.2012
В этом году пора серьезных театральных гастролей (не антрепризных однодневок) началась у нас необычно рано и сразу на высокой ноте. Только успели посмотреть работы воспитанников знаменитого Леонида Хейфеца, а на очереди другая знаменитость - Иосиф Райхельгауз со своей "Школой современной пьесы". Наш земляк привозит в родной город сразу шесть постановок и целое созвездие народных и заслуженных артистов Российской Федерации. Один из них - Юрий ЧЕРНОВ.
Самая знаменитая роль сыграна ныне народным артистом России еще в 19 лет. Никто из тех, кто видел замечательную картину "Доживем до понедельника", естественно, не может не припомнить с улыбкой балагура Сыромятникова, репликой которого, между прочим, фильм и заканчивается. За 40 с лишним лет актер сыграл в кино множество ролей, но лишь одна из них была главной. Зато какая! У самого Сергея Юткевича, классика мирового кино. В картине "Маяковский смеется" - феноменальной по смеси жанров экранизации пьесы "Клоп" - Ю. Чернов предстал Присыпкиным. Фильм прошел незаметно, но зато теперь Юрий Николаевич остался единственным, кто снимался у С. Юткевича в главной роли.
- Сергей Иосифович, наверное, заметил меня в картине "Доживем до понедельника", - вспоминает об этой работе Юрий Чернов. - На роль Присыпкина пробовались многие актеры. Помню, что видел на пробах Валерия Золотухина. Но второй режиссёр меня успокаивала тем, что Сергей Иосифович в этой роли видит только меня.
Участие в этой картине мне принесло, во-первых, знакомство с самим Юткевичем. Когда он заходил в съемочный павильон, наступала гробовая тишина, замолкали даже рабочие. Никто не мог говорить громко, все говорили шепотом, и замечания во время съемок он делал тихо.
Как-то я был у него дома и увидел портрет Сергея Иосифовича, написанный Пикассо. Но самым большим потрясением был случай, когда на съемку пришла французская делегация. Сергей Иосифович совершенно спокойно разговаривал с ними на французском, не воспользовавшись ни разу услугами присутствующего там переводчика.
Я также познакомился с Игорем Владимировичем Ильинским, которого С. Юткевич приглашал сниматься в той роли, которую затем исполнял Алексей Яковлевич Каплер. И. Ильинский много рассказывал о Маяковском и о роли Присыпкина, первым исполнителем которой он был, но от участия в фильме почему-то отказался.
Фильм "Маяковский смеётся" иногда показывают в Музее Маяковского. Меня приглашают выступить перед показом с рассказом о съемках. Когда приехала в Москву дочь Владимира Владимировича, меня тоже пригласили, и мы с нею познакомились.
- Она похожа на отца?
- Да.
- Если память не изменяет, то к Станиславу Ростоцкому в "Доживём до понедельника" вы попали после того, как сыграли в фильме "Пароль не нужен" (кстати, это первая картина, в которой появляется будущий Штирлиц)?
- Да, в том фильме был эпизод, где солдаты-красноармейцы разыгрывали сценки. В одной из них можно увидеть и меня. Это была первая моя роль на большом экране.
- Известно, что вам предлагали сыграть Петруху в ныне уже легендарном "Белом солнце пустыни". Почему вы отказались?
- Я учился тогда в эстрадно-цирковом училище, и преподаватели мне прямо заявили: "Выбирай: или ты учишься, или снимаешься в кино. Я тогда посчитал, что учеба важнее. Кто же мог знать, что этот фильм станет культовым?!
- А если бы вы сыграли Петруху, ваша кинокарьера сложилась бы по-другому?
- Наверное, да. Каждая новая картина сильно влияет на актера. Но я ни о чем не жалею, ведь неизвестно, где и кем бы я был в таком случае.
- Вы работали в Московском театре миниатюр, играли у нашего земляка Михаила Левитина в спектакле по текстам другого одессита - Жванецкого...
- Да, в этом спектакле были заняты Роман Карцев и Виктор Ильченко. А я играл персонажа по фамилии Чернов. Театр миниатюр находился в саду "Эрмитаж", а рядом жил Леонид Осипович Утесов. Как-то у нас был перерыв между репетициями, а в это время Утесов как раз прогуливался по саду и подошел к нам. У меня на память об этой встрече осталась пластинка с его автографом.
- Сейчас вы играете в театре у еще одного одессита - Иосифа Райхельгауза. Как вам с ним работается?
- Мне с Иосифом Леонидовичем работается очень хорошо. Когда я еще работал в Театре миниатюр, Райхельгауз ставил спектакль по пьесе Злотникова "Триптих для двоих", в одной из новелл играл я. Потом у меня появился свой эстрадный коллектив, но со временем я вернулся в театр и до сих пор там играю, потому, что очень его люблю, чувствую себя тут комфортно.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.