Номер 17 (864), 11.05.2007

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

НЕ ДОЖИДАЯСЬ "ВАШИНГТОНА"

Александр Логунов, известный историк и политолог, любит рассказывать, как несколько лет назад он консультировал крупную российскую компанию, руководство которой очень хотело быть представленным в элитном лондонском бизнес- клубе. Компания не пожалела денег на хорошую прессу, статьи о ней появились на видных страницах ведущих западных газет, тем не менее попытка "прорваться в элиту" окончилась неудачей. Среди самых важных причин неуспеха – отсутствие у данной компании социально значимых проектов.

— На Западе существует очень жесткий нравственный закон, – поясняет ученый, – с вами никто не будет вести речь, если ваш капитал присутствует исключительно в экономической сфере. Если вы не вкладываете деньги в образование, науку, поддержку больных, одаренных детей, вас ни в одно приличное экономическое и светское сообщество никто не пустит.

Я вспомнил об этом, когда оказался недавно в Центре социальных программ (ЦСП) Николаевского глиноземного завода, входящего в состав компании РУСАЛ ("Российский алюминий"). Обилие проектов, которые реализует Центр при финансировании материнской компании, вызывает белую зависть. Только за прошлый год Центром было проведено 742 мероприятия. Но дело даже не в цифрах. Качество программ – вот что самое замечательное. Взять хотя бы одну – "10 классных проектов". Суть заключается в том, что школьники готовят разные проекты, которые обязательно должны быть направлены на решение какой-либо проблемы той территории, на которой они проживают. Например, расчистка родника, высадка деревьев в роще, помощь соседнему детскому дому и т.п. Все делается серьезно, по-взрослому. Сперва ребят учат писать проекты, определять и формулировать проблему, составлять поэтапный план действия и смету, потом они представляют свои работы на суд жюри, и десять самых интересных получают финансирование в размере 10 тыс. грн каждый. Вот это и есть реальное содержание того, что именуется социальной ответственностью бизнеса.

С грустью можно констатировать, что мы от соседей в этом плане отстали на несколько лет. И то, что Центр социальных программ входит в структуру РУСАЛа, компании, вышедшей на мировой рынок и вынужденной принять правила игры зарубежных конкурентов, дела, в общем-то, не меняет. Ибо ничто не мешает нашему местному бизнесу заниматься социальными инвестициями целенаправленно и систематически – пусть и не в столь крупных размерах, как это может себе позволить РУСАЛ. Тем более, если мы – не только географически, а и по существу стремимся войти в Европу.

Кое-какие положительные примеры реализации принципа социальной ответственности бизнеса можно найти и в Одессе. Так, банк "П?вденний" активно стимулирует развитие интеллектуальных игр ("Что? Где? Когда?", "Брэйн-ринг" и др.) среди школьников и студентов, а в последние годы занялся спонсированием крупных международных шахматных турниров. "Укрсоцбанк" регулярно финансирует Всеукраинскую студенческую олимпиаду по банковскому делу. Благотворительный фонд ОАО "Одескабель" старается помочь жителям микрорайона... Но если проанализировать эти и немногие подобные им примеры, то окажется, что очень многое зависит от личных интересов или пристрастий руководителей данных структур. Интеллектуальная направленность социальной деятельности банка "П?вденний" определяется тем, что его руководитель Вадим Мороховский – сын капитана знаменитой одесской команды "знатоков", а сам в юности считался одним из ведущих молодых шахматистов города. В настоящее время В. Мороховский возглавляет областную федерацию шахмат, является вице-президентом украинской федерации, входит в руководящий орган Ассоциации шахматных профессионалов. А не сохрани он верность своим юношеским увлечениям, не стала бы Одесса центром шахматного движения в Украине.

Увы, но печальным правилом существования нашего бизнеса (впрочем, не только одесского) является непонимание своей социальной ответственности. Целенаправленная работа подменяется разовыми акциями – раздачей праздничных подарков ветеранам и малоимущим, закупкой лекарств, спонсированием фестивалей и проч. Между тем именно системность и постоянство, долгосрочность социальных инвестиций во многом формируют положительный образ предприятия, компании, фирмы, что, в конечном счете, сказывается и на их коммерческой успешности.

Рано или поздно, но Украина станет членом Европейского Союза. И тогда нашим предпринимателям, бизнесменам поневоле придется играть по правилам мирового бизнеса, включающим в себя и социальную ответственность. Так, может, не стоит дожидаться "Вашингтона з новим ? праведним законом" (Т.Шевченко), а уже сейчас действовать так, чтобы "процесс получения прибыли" не вступал в противоречие с милосердием и нравственностью.

Александр ГАЛЯС, руководитель Школы социальной журналистики.