Номер 15 (1359), 28.04.2017

КАК Я УЧИЛАСЬ В ГЕРМАНИИ

Наш автор Анастасия Робулец, студентка немецкого отделения факультета романо-германской филологии ОНУ им. Мечникова, несколько месяцев провела в Германии благодаря участию в проекте для украинских студентов-германистов. Своими впечатлениями Анастасия делится с читателями "Порто-франко".


Прежде всего - как я попала в немецкий университет Ландау-Кобленц.

Дело в том, что на нашем факультете издавна активно развиваются отношения с зарубежными учебными заведениями и организациями. Благодаря усилиям преподавательского коллектива во главе с деканом РГФ профессором Лидией Голубенко удалось наработать множество международных контактов. В частности, с союзом "Украина - Пфальц", который успешно работает с 1995 года и поддерживает Украину в разных сферах жизни. Среди прочих программ поддержки есть такая и для украинских студентов, изучающих немецкий язык, литературу, культуру. Я стала 60-й студенткой, которой посчастливилось получить возможность провести целый учебный семестр в Германии за счёт стипендии евангелистской церкви. Эта стипендия покрывает расходы на обучение, проживание и пребывание на время всего семестра. В этот союз входят пока что всего три украинских города - Одесса, Полтава и Ужгород. И, кстати, впервые в этом учебному году в Ландау приехали сразу три студентки из этих городов.

Хотя окно в Европу вроде бы "прорублено" давно и мы достаточно много знаем о ней и её жителях, для нас эти полгода стали периодом открытий.

Начну с системы образования.

Естественно, есть отличия между тем, как строится процесс учебы в университетах Украины и Европы.

Так в Украине после поступления в университет студент получает на руки список предметов и расписание, по которому он будет учиться в первом семестре. У студентов нет возможности самим выбирать предметы, они стандартны - в зависимости от выбранной специальности.

А вот в европейских вузах система другая - студент получает список предметов (более 30), которые он должен изучить на протяжении бакалаврата или же магистратуры. Это связано с тем, что европейские студенты могут учиться в университете так долго, как они этого хотят. К примеру, моя знакомая вот уже семь лет учится в университете Ландау-Кобленц. Каждый семестр она выбирает по одному-два предмета и старательно их изучает.

Но, поскольку у нас рамки получения высшего образования чётко ограничены - четыре года - бакалавриат и полтора года - магистратура, наши студенты не имеют возможности выбирать предметы и лично составлять своё расписание. Впрочем, говоря откровенно, с нашим менталитетом это затруднительно: не тот ритм жизни, не та психология. Когда у нас в тридцать лет "среднестатистический" молодой человек или девушка строят семью и заботятся о своих потомках, немцы - вечные студенты, в лучшем случае, заканчивают бакалавриат.

В университете Ландау-Кобленц я выбрала шесть обязательных предметов по германистике. У нашем ОНУ мы встречаемся с преподавателями несколько раз в неделю, особенно, если речь идёт о профильных предметах - немецком и английском языках. В Германии же такие занятия проходят раз в неделю (!), и поэтому большую часть материала студент обязан взять на самостоятельное изучение. Европейские студенты и студентки, как правило, старше нас не только по возрасту, но и психологически. Они более самостоятельные.

Тем более, что не каждый в Европе может стать студентом и, тем более, оставаться им, не появляясь на занятиях (как это бывает в украинских вузах). В том университете, где я училась, можно "вылететь" после двух пропусков лекций, и никто не будет слушать твоих объяснений.


В европейских вузах отсутствует распределение студентов на группы, и поэтому они посещают лекции и практические занятия всем потоком. Хотя мне кажется, что гораздо удобнее изучать профильные предметы, когда в группе 10-15 человек. Ведь за время занятия преподаватель может ответить на вопросы каждого студента и помочь ему разобраться с проблемами.

О зачетах и экзаменах. Тут преобладают письменные экзамены. В наблюдательной комиссии, как правило, три-четыре преподавателя, каждый из которых кружит над тобой как орёл в поисках "жертвы". Они наблюдают за каждым движением студентов из разных углов, поэтому списать невозможно, да и, скажу честно, таких попыток я не наблюдала. Тут действуют просто: увидят, что списываешь, выгоняют сразу, без выяснений.

В нашей интернациональной группе были студенты из разных стран, в том числе русская девочка, которая уже десять лет живёт с родителями в Брюсселе. Оказывается, у них с этим ещё строже. Однажды парень с её потока попытался списать во время экзамена, так его выгнали из университета, вписали этот факт в его личное дело и оповестили все брюссельские вузы. Долгое время он не мог никуда поступить, а вот что стало с ним позднее, история умалчивает.

Я также сдавала и устный экзамен. Мне дали всего 15 минут для того, чтобы показать преподавателю, что я знаю пройденный материал. Для меня было неожиданностью, что в момент ответа будет присутствовать ещё один преподаватель, абсолютно мне не знакомый. Один - ведёт экзамен, а другой - бланк "вопросов и ответов". После ответа меня попросили удалиться на некоторое время, чтобы обсудить балл и через некоторое время вызвали, чтобы сообщить результат. Благо обрадовали и даже осчастливили.

Тут и вспомнилось: "На экзамен как на праздник"... А ведь точно, столько важности и официальной праздничности, за четыре года моей учёбы в одесском университете я не встречала.

Что бы я изменила в европейской системе образования? Добавила бы человечности, а вот в нашей системе - строгости.

Хотя, в любом случае, кто хочет учиться, тот учится... В любой стране.

Анастасия РОБУЛЕЦ.