Номер 13 (1453), 11.04.2019
По Индексу развития человеческого капитала, важнейшей составной частью которого является образование населения, Украина заняла в 2017 году 88-е место.
За пять лет наша страна опустилась в мировом рейтинге на 10 позиций. Тревожный сигнал, заставляющий искать выход из ситуации. И закономерно поэтому обращение к европейскому опыту в сфере образования. Тем более, что в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС (статья 431) четко прописано, что обе Стороны "прилагают усилия для активизации сотрудничества в области высшего образования". Наибольший прямой вклад ЕС осуществляет через программу ERASMUS+, которая финансирует образовательные обмены, тренинги, проекты поддержки молодежи и спорта.
ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ В ИСПАНИИ ЕСТЬ...
- Когда мне предложили подать заявку на участие в программе ERASMUS+ для обучения в Испании, то я сперва сильно обрадовалась, а потом так же сильно задумалась. Побывать в Испании я мечтала с детства, но ведь так не напишешь в мотивационном письме...
Регина Уразманова, студентка Одесского национального политехнического университета (ОНПУ), улыбается, вспоминая о том, как долго она готовила это самое мотивационное письмо, в котором следовало объяснить, в каком именно направлении и почему она хотела бы усовершенствовать свои знания. В конце концов девушка остановилась на таких аргументах. Специальность, на которой Регина учится, называется "Прикладная экология и охрана окружающей среды". На лекциях и семинарах преподаватели часто обращаются к опыту стран ЕС, и ей, как будущему экологу, важно и полезно непосредственно - на месте действия, своими глазами - увидеть и узнать, как в Евросоюзе ведется работа по защите окружающей среды. Плюс к тому - улучшить свое знание испанского языка, а есть ли для этого лучший способ, чем окунуться в сообщество его носителей?!
Аргументы оказались убедительными, и Регина полгода совершенствовала свои знания в Universdad Politecnica de Valencia, UPV.
Экологический факультет, который логично выбрала одесская студентка, находится в Гандии - это известный исторический и культурный центр, город-порт, популярный морской курорт Валенсии. Регина оказалась там одна и поначалу несколько растерялась; её языковых навыков оказалось недостаточно, чтобы сходу включиться в учебный процесс. И тут очень помогли сокурсники из разных стран.
- Американец со мной пошел в первый день в университет, потому что мне было самой страшно, - признается девушка. - Он поддержал меня, и для него это было нормально, как, впрочем, и для всех моих сокурсников. Такую же поддержку я нашла и у преподавателей. В университете есть внутренняя система Интранет, где можно найти информацию о каждом преподавателе и студенте, переписываться. Я написала, что мне нужна помощь. Отозвалась одна из преподавателей, она сразу назначила мне время встречи, объяснила всё, что нужно, и затем помогала на протяжении всего периода обучения.
Она же помогла Регине разобраться в системе кредитов. Кредит - это такая зачётная единица, которая выставляется студенту за один прослушанный курс по какой-либо специальности. Чтобы получить удостоверение о прохождении курса, требуется получить определенное минимальное число кредитов. Такая система, действующая в странах, охваченных Болонским процессом, позволяет оценивать уровень освоения учебных программ студентами, которые обучаются в разных университетах, и выдавать дипломы, соответствующие уровню образования и квалификации.
- Я выбрала для себя 30 кредитов и получила их, - с гордостью говорит Регина, - хотя не всем это удается. Я не пропустила ни одной лекции или практического занятия, старалась как можно больше общаться с сокурсниками, преподавателями, со всеми теми, кто меня окружал. И довольно быстро начала свободно говорить на испанском и английском, успешно сдала все экзамены.
Ежемесячно Регина получала стипендию 800 евро. Четвертая часть уходила на оплату жилья, прочее тратилось на еду и путешествия. Побывала в Риме, Берлине, путешествовала по Северной Испании. Никогда не отказывалась от предложенных экскурсий.
- Я открыла для себя Европу, где можно свободно ездить из страны в страну, летать на самолете за семь евро, пользуясь лоукостом, - признается Регина. - И еще я поняла, что в Испании действуют два основных жизненных принципа: tranquilo - "спокойствие" и no pasa nada - "не переживай, все в порядке". Это особенно помогло мне в первые месяцы адаптироваться и наладить учебу. Ведь, приехав в другую страну, я сразу вышла из зоны комфорта и была предоставлена самой себе. Но зато это стимулировало меня учиться - и своей специальности, и языкам, и жизни в Европе.
С журналистами девушка беседует сдержанно, зато в соцсетях дала волю эмоциям: "Жизнь встала на колею ERASMUS: готовить итальянцу завтраки и говорить миллион раз спасибо, что он нас принял; и танцевать на тусе с компанией немцев; обнимать своих ребят из Гандии; шутить миллионище шуток от Тиграна в 5 утра под пальмой, когда ждали ключи; наслаждаться валенсийской водой; спать на софе, на полу, где только есть возможность; шугаться петард и видеть самые красивые салюты".
Что же касается специальности, то Регина окончательно убедилась, что работа в офисе, где "происходит постоянная бумажная волокита с 9.00 до 18.00", ей никак не подходит. Зато она с увлечением говорит о "более крутых направлениях", как-то: раздельный сбор мусора, изобретения из пластика и т. п.
- О развитии экологии в нашем городе пока еще трудно говорить, - считает Регина. - Если вернуться к офисному планктону, это всё существует: департаменты, министерства и прочее. А другие отрасли только начали развиваться. Надеюсь, что продолжат в таком же ритме, а я постараюсь помочь.
Вернувшись домой, Регина сразу же начала использовать полученные знания. Она организует встречи, презентации в Impact Hub Odessa, где непременно рассказывает своей поездке, о программе ERASMUS+. Неизменно подчеркивая при этом, что главное - быть активным и целеустремленным.
- Европе нужны, так сказать, моторчики, - утверждает девушка. - И если вас увидят таким моторчиком, это уже половина успеха.
ОТКРЫТЫ ДВЕРИ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ РАСШИРИТЬ ГОРИЗОНТ
Александр Рыбальченко, третьекурсник факультета романо-германской филологии Одесского национального университета имени И. И. Мечникова (ОНУ), незнаком со своей коллегой из политеха, но впечатления от участия в программе ERASMUS+ у них очень схожие.
Александр провел полгода в университете Ca' Foscari, который находится в знаменитой Венеции. С самого начала его пребывания в Италии нашего студента приятно порадовало заботливое отношение - найти удобное и недорогое жилье ему помог департамент, который опекает тех, кто приехал учиться по программе ERASMUS+. И в дальнейшем он всегда мог рассчитывать на поддержку со стороны университета, вплоть до решения каких-то бытовых проблем (например, с банком).
Не менее приятной неожиданностью оказалась возможность самому выбирать учебные предметы.
- Обучение в Ca' Foscari устроено очень круто, - делится впечатлениями одесский студент. - Оно связано с платформой, которая называется Moodle. Учителя используют ее для каждого предмета, чтобы давать задания, скидывать материалы для урока и т. д. Что касается языка преподавания, то есть предметы на итальянском языке, есть на английском, надо уточнять в описании курса или напрямую у профессора. Можно не переживать по поводу общения почти все знают английский язык, поэтому уровня Б2 будет вполне достаточно.
С большим удовольствием Александр вспоминает о многочисленных семинарах, встречах, итальянской кухне и, конечно, прогулках по "водному лабиринту по имени Венеция".
В ОНУ им. Мечникова программа ERASMUS+ действует с 2015 года. За это время 150 студентов, аспирантов и преподавателей смогли побывать в европейских вузах, приобрести новые знания, повысить квалификацию. В настоящее время ОНУ сотрудничает по этой программе с более 20 учебными заведениями Италии, Испании, Греции, Польши, Финляндии, Англии, Швеции, Германии, Румынии.
Для Светланы Кулинич, которая в ОНУ руководит ERASMUS-офисом, знакомство с этой программой также началось с Венеции.
- Для наших студентов, аспирантов и преподавателей участие в программе ERASMUS+ - это прекрасная возможность получить доступ к новейшим разработкам западной системы образования плюс усовершенствовать знание иностранного языка, - рассказывает Светлана. - И возвращаются они другими, полными энтузиазма, видят перспективы роста и пользу межнационального общения.
Светлана с гордостью информирует, что ОНУ является лидером по отправке студентов на обучение в Европу среди одесских вузов и занимает восьмое место в Украине по этому показателю
- Мы планируем расширять партнерскую базу, хотим организовать обучение для студентов из Европы на английском языке. Идем вперед, открываем двери всем, кто хочет расширить горизонт своей жизни.
ОТ КЕЙСА - ДО "СЕНСА"
Одесситы - одни из самых активных участников программы ERASMUS+. А всего европейскими образовательными программами за четыре года после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС воспользовались уже более пяти тысяч наших сограждан. Об этом было сообщено журналистам во время пресс-тура, который организовало в Сумах Представительство Евросоюза в Украине. По словам координатора информационного центра ERASMUS в Украине Анны Ковбасюк, Европа заинтересована в том, чтобы продвигать свои ценности и помогать соседям в большей степени ценить и охранять демократию, равенство и свободу.
Евгений Дорохов, третьекурсник Харьковского национального университета им. Каразина, стал участником программы ERASMUS+, пройдя отбор среди десятков желающих послушать курс лекций в сфере финансов. За две недели он получил массу новых знаний от европейских экспертов. Но не лекциями едиными были заполнены эти дни. Участники программы составляли кейсы, готовя себя к практической деятельности. А полученный сертификат, считает Евгений, станет хорошим подспорьем при трудоустройстве.
Владимир Шаргородский, студент исторического факультета Мариупольского университета, по программе ERASMUS+ побывал в Эстонии. В университете города Нарва он знакомился с современными подходами к работе с молодежью и людьми с инвалидностью.
- Благодаря этой поездке я получил бесценный опыт, - признается Владимир. - Мы изучали европейский опыт трудоустройства молодежи и людей с инвалидностью. В моей группе были участники из четырех стран. Мы дружно слушали лекции, беседы, посещали мастер-классы. Было много практических занятий, в ходе которых мы учились генерировать идеи и воплощать их практически, создавая и реализуя проекты.
Теперь Владимир у себя дома использует приобретенные им знания и навыки как волонтер общественной организации "Культурно-образовательная платформа "Сенс".
КАК СТАТЬ МОБИЛЬНЫМ
В сфере высшего образования в рамках программы ERASMUS+ предоставляется поддержка следующим основным направлениям:
- персональная международная мобильность, включая программу совместной магистерской подготовки Erasmus Mundus, направленную на содействие мобильности студентов и преподавателей в странах-партнерах;
- проекты в сфере высшего образования, направленные на расширение способности высших учебных заведений и образовательных систем стран-партнеров, прежде всего граничащих с ЕС, к модернизации и интернационализации;
- поддержка политического диалога через сеть экспертов по реформированию высшего образования в странах-партнерах, международное объединение бывших выпускников и промомероприятия;
- мероприятия в рамках программы Жана Моне, направленные на стимулирование во всем мире преподавания и исследований различных аспектов, касающихся функционирования Европейского Союза.
В образовательной программе Европейского Союза ERASMUS+ могут принимать участие украинские студенты, аспиранты, молодые ученые. Чтобы стать участником программы, следует пройти отбор. В качестве наглядного примера приводим условия конкурса, которые предложены студентам Украинско-испанского института Одесского национального политехнического университета.
Студенты второго и третьего курсов имеют возможность проучиться пять месяцев (осенний семестр) в Политехническом университете Валенсии (Universidad Politecnica de Valencia, UPV). К кандидатам предъявляются следующие требования:
- владение испанским языком (должно быть подтверждено соответствующими дипломами или сертификатами);
- средний балл успеваемости - не менее 90 по 100-балльной шкале ECTS.
Этапы конкурса:
- подготовка и сдача документов;
- собеседование.
Необходимые документы:
- справка из деканата о статусе студента дневной формы обучения;
- справка об академической успеваемости студента за весь предыдущий период обучения с указанием среднего балла;
- документы, подтверждающие уровень владения испанским языком;
- индивидуальный учебный план студента в UPV на осенний семестр с указанием числа кредитов ECTS (30-35), согласованный с заведующим выпускающей кафедрой и директором института;
- мотивационное письмо (на испанском языке), в котором должны быть показаны профессиональные, учебные и индивидуальные достижения студента, раскрыты ценность для конкурсанта выбранной образовательной программы, перспективы применения полученных знаний, умение логически мыслить, аргументировать, убеждать;
- характеристики двух кураторов (преподавателя испанского языка и выпускающей кафедры).
Приложения к указанным документам:
- копии дипломов участников научных, предметных и других олимпиад, конкурсов, конференций, научных статей, свидетельства об обучении в летних школах, отзывы ответственных лиц о волонтерской работе, общественных нагрузках и прочее;
-копия загранпаспорта, срок действия которого заканчивается не ранее чем через год после прохождения конкурсного отбора.
Более детальную информацию о программе можно получить в Национальном офисе ERASMUS+.
Тел.: +38 (044) 286-66-68, (044) 332-26-45, (044) 286-66-68.
Электронный адрес: office@erasmusplus.org.ua.
Сайт -
Подготовили Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК, Наталья КРАВЧУК.
Одесса - Сумы - Одесса.