Номер 12 (1405), 13.04.2018
В этом году можно отметить сразу два "трамвайных" юбилея. 190 лет назад в американском городе Балтимор появилась конка - первый трамвай, который везли лошади.
А 110 лет назад одесская городская Дума утвердила проект электрического трамвая, и тогда же началось его строительство.
* * *
Первый электрический трамвай появился в Одессе 24 сентября 1910 года. Вот как описывал это событие Юрий Олеша:
"Трамвай показался на Строгоновском мосте, желтокрасный, со стеклянным тамбуром впереди. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой. Там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: - Легоде. Это был директор бельгийской компании".
* * *
Водителей трамваев в Одессе называли ватманами. Аналогичное название (Wattman, от watt - единица мощности и man - человек) бытовало и в Бельгии. Скорее всего, именно от бельгийцев, которые строили в нашем городе трамвай, и было заимствовано это слово.
По другой версии, слово "ватман" произошло от английского Watchman (часовой, сторож): вожатый трамвая действительно должен быть внимательным, подобно часовому либо сторожу, да и работал он в прошлом стоя, без сиденья. Сиденье для водителя появилось только в 1920-е годы и выдавалось перед началом смены, вместе с рукояткой контроллера и ломиком.
* * *
В 1939 году институтом "Гипроград" был разработан генеральный проект реконструкции Одессы, в котором предлагалось открыть в городе троллейбусное движение. Строительство первого троллейбусного маршрута от железнодорожного вокзала до площади Толстого началось в 1940 году и к середине 1941 года завершено. Но открытию его помешала начавшаяся война.
Сразу после ее окончания начались работы по возрождению троллейбусного маршрута № 1. Из Румынии были возвращены оборудование, троллейбусные машины, материалы и техника. 7 ноября 1945 года состоялось торжественное открытие первого троллейбусного маршрута в Одессе, который прошел от железнодорожного вокзала до площади им. Л. Толстого. Этот день принято считать началом летосчисления троллейбусного движения в городе.
* * *
Протяженность маршрутов городского электротранспорта в Одессе составляет около 350 км, из них 150 км - троллейбусные и почти 200 км - трамвайные. Маршрутная система устроена так, что город разделен на три зоны. Маршруты центральной части (обслуживают центр, Молдаванку и Слободку), северной части (Пересыпь, Лузановку, Кулиндорово, пос. Котовского) и южной части (Ближние Мельницы, Черемушки, Средний и Большой Фонтан, пос. Южный и Черноморка) вплоть до Ильичевской переправы.
* * *
Так менялась стоимость проезда в одесском горэлектротранспорте.
1994-1998 гг. - бесплатно.
С 1 февраля 1999 г. - 30 копеек.
С 1 июня 2000 г. - 50 копеек.
С 1 декабря 2008 г. - одна гривна.
С 1 июля 2011 г. - 1 гривна 25 копеек.
С 1 ноября 2011 г. - 1 гривна 50 копеек.
С 1 июня 2015 г. - две гривны.
С 1 октября 2016 г. три гривны.
* * *
С недавнего времени водители подвижного состава КП "Одесгорэлектротранс" выходят на маршруты в новых унифицированных свитерах. Изделия темно-синего цвета выполнены из качественного материала (шерсть - 50 %, акрил - 50 %) и изготовлены одним из ведущих производителей спецодежды в Украине. Каждый свитер маркирован изображением герба Одессы логотипом КП "Одесгорэлектротранс".
Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.