Номер 11 (956), 27.03.2009
Экслибрисов, посвященных Николаю Васильевичу Гоголю, немного. Даже крупнейшие коллекционеры, собравшие десятки тысяч книжных знаков, смогут назвать лишь несколько миниатюр с изображением писателя или героев его произведений.
Наибольшую известность приобрел экслибрис талантливых художников из Вологды Г. и Н. Бурмагиных. На знаке воспроизведен характерный профиль Гоголя, покосившиеся деревянные строения и церквушки захолустного уездного городка. Экслибрис выполнен для Р. и В. Григорьевых из Устюжны. Как известно, основой сюжета комедии "Ревизор" послужил произошедший в этом городе случай.
Москвич К. Теодорович - прекрасный мастер портретного экслибриса. Любопытен его знак с изображением Н. В. Гоголя, гравированный с известного портрета работы Ф. Моллера.
Для кемеровской городской библиотеки имени Н. В. Гоголя художник М. Паньков сделал экслибрис, на котором изображена стопка книг, маленький портрет писателя и тройка лошадей. Знак воспринимается как иллюстрация - заставка к "Мертвым душам".
Один из крупнейших мастеров ксилографии москвич М. Голяховский на экслибрисе для датского издателя Клауса Ределя рядом с портретом Н. В. Гоголя искусно вырезал на дереве символические сюжетные детали: луну и черта, ("Ночь перед рождеством"), фонарь, полосатый столб, дорогу. Невольно вспоминается Чичиков и его визиты к Плюшкину, Коробочке, Собакевичу...
Киевский график А. Мистецкий выполнил два знака, на одном из которых портрет Н. В. Гоголя украшен лавровой ветвью и юбилейной датой: 1809-1984.
В портретном экслибрисе удачно найденный образ имеет первостепенное значение. Каким изобразить Гоголя на экслибрисе? Известны дагерротипы, запечатлевшие великого писателя. Но фотография, бесстрастно отражая мгновение, создает лишь внешнее сходство. Портрет только тогда становится им, когда характер изображаемого проходит сквозь призму индивидуального художественного видения.
Портрет Н. В. Гоголя, созданный В. Горяевым к "Петербургским повестям", поражает артистизмом и удивительной простотой, чрезвычайно глубоким проникновением в сложную, противоречивую личность писателя. Этой работе предстоит долгая и славная жизнь - она итог "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Таков Гоголь во время проживания в Одессе: худощавый, слегка сутулившийся, острый нос, небольшие проницательные глаза, длинные каштановые волосы. Очевидцы помнили, как выходил он из дома на Надеждинской улице (ныне ул. Гоголя, дом 11) в коричневой шинели с бархатным воротником, закутанный в пестрый шарф, пристегнутый большой булавкой, в цилиндре с конусообразной тульей.
Великий писатель был в Одессе в первый раз в 1848 году, но города почти не видел, так как ему пришлось выдерживать карантин; во второй раз Гоголь провел в нашем городе целых пять месяцев (1850-1851 гг.), но был уже тяжело болен. В письмах он, правда, упоминает о весьма приятном обществе, так что "со стороны приятного препровождения времени грех пожаловаться", но интересуется почти исключительно погодой. "Слабая натура моя уже так устроилась, что чувствует жизненность только там, где тепло нетопленное". Из Одессы Гоголь предполагал отправиться в теплые края, "но такая одолела лень, так стало жалко разлучаться с православною Русью", что он остался здесь на всю зиму и радовался, когда по временам солнце глядело "радостно, по- южному" (Маркович. Гоголь в Одессе. Записки Новороссийского Университета)...
Гоголь был придирчив к оформлению своих изданий. Не
только иллюстрации, но и шрифт должны были соответствовать
содержанию гоголевских сочинений. Свое отношение к
искусству Гоголь, между прочим, выразил следующими
словами: "Истинный эффект заключен в резкой
противоположности, красота никогда не бывает так ярка и
видна, как в контрасте". Однако Гоголь вместе с тем был
всегда против излишней декоративности... "Все зависит, -
писал он, - от вкуса и от умения расположить". Его слова
легко переадресовать экслибрису.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.